Советы руководителя физического воспитания

Памятка для родителей

     В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду.

     - У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул, кровать).

    - Когда же ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребенок сидел прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы локоть свисал со стола); можно откинуться на спинку стула; нельзя наклоняться низко над столом.

     - Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогабиющейся сеткой. Лучше приучать спать на спине.

    - Обратите  внимание на то, чтобы дети не спали "калачиком" на боку с высокой подушкой, так как позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка, появляется сколиоз.

     - Следите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, "шаркать" пятками, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление.

      - Постарайтесь выходить чуть раньше, чтобы ребенку не пришлось бежать за родителями, которые тянут его за руку, чаще всего за одну и ту же каждое утро. Все это может привести к дисбалансу мышечного корсета и нарушению осанки.

 

свернуть

Здоровый образ жизни

18.04.2023

     Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

    Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается.

    Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.  

Элементы здорового образа жизни

  • Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков.
  • Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье.
  • Отказ от курения, наркотиков и употребления алкоголя.
  • Здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов.
  • Движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, фитнес), с учетом возрастных и физиологических особенностей.
  • Личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.
  • Эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами.
  • Интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.
  • Духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

10 советов здорового образа жизни

     СОВЕТ 1: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя расчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.

     СОВЕТ 2: работа - важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.

     СОВЕТ 3: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.

     СОВЕТ 4: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.

     СОВЕТ 5: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.

     СОВЕТ 6: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организм, когда человек влюблен.

     СОВЕТ 7: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.

     СОВЕТ 8: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.

      СОВЕТ 9: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.

     СОВЕТ 10: не всегда подавляйте в себе гнев. различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.

     Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.  

свернуть

Физкультурный выходной вместе с папой

14.02.2023

Мы не потому перестаем играть,

что постарели, — мы стареем,

потому что перестаем играть

Джордж Бернард Шоу

 

 

Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознание, привычки. Поэтому здоровый образ жизни необходимо формировать именно начиная с детского возраста: забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.

Воспитать из сына настоящего мужчину - задача непростая. Мама и папа решают её по-разному. Мама больше внимания уделяет эмоциям, общению, а папы – совместной деятельности. Замечательно, когда у отца и сына есть общее дело. Именно на папины плечи ложится обязанность сделать мальчика сильным, ловким, выносливым.

Нередко пойти погулять с ребёнком для папы означает посидеть на  скамейке, пока малыш крутится рядом. Между тем прогулка - замечательный повод для общения, каких-то совместных дел, в том числе и физических упражнений.

Выходные дни – это время, когда родители и дети могут в полной мере испытать радость от общения друг с другом, поскольку в будние дни родители заняты на работе, а дети ходят в детский сад.

А ведь выходные можно проводить весело и с пользой для всей семьи. Совместное времяпрепровождение сплачивает семью, а также дает понять ребенку, насколько он важен для мамы и папы. Но, не стоит забывать о режиме ребенка, ведь после выходных наступят будни, и ребенок пойдет в дошкольное учреждение, где ему будет проще адаптироваться к новой «рабочей неделе», если домашний режим совпадает с детсадовским.

В любую погоду и при любом финансовом состоянии можно интересно проводить время со своей семьёй.

Посмотрите вокруг глазами ребенка – сколько интересного в мире!

Ребенок должен чувствовать родительскую сопричастность к его интересам. Так формируется доверие к миру, благодарность и большая любовь к родителям. Интересны будут прогулки по лесу, просто полюбоваться природой и подышать воздухом.

В зимнее время года, объединит семью постройка снежных замков или катание с горки, которая предварительно будет построена совместно с ребенком.

Ваша речь, дорогие родители – эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающим, восхищение щедрой красотой природы. В то же время побуждайте ребенка высказываться, думать, сопоставлять, учите его анализировать, отвечать на вопросы и задавать их.

Возможно, кого-то привлекает спортивный отдых: футбол, волейбол… это можно осуществить на детской площадке. Это будет не только способствовать укреплению здоровья ребенка, укреплению детско-родительских отношений, но также благоприятно скажется на  умении ребенка общаться с взрослыми и сверстниками.

«Спорт – это гораздо больше, чем набор упражнений. Это наша жизнь! Жизнь – это движение, а движение – это наше здоровье!»

Если семья предпочитает культурный отдых, можно сходить в  театр, или в зоопарк. Там ребенок получит не только положительные эмоции, но и новые знания.

Выходной день дома! Это тоже хороший вариант, ведь здесь можно уделить максимум внимания своему ребенку, которое ему так необходимо для полноценного развития. Если за окном погода совсем не радует можно ограничиться домом. Но не просто сидеть у телевизора, а организовать семейный обед, можно пригласить гостей. Семейные обеды, особенно если за ними обсуждать дела каждого члена семьи, их проблемы и радости, так же благоприятно сказывается на укреплении семейных отношений. После обеда просто почитать детям интересную книгу.

Помните, что ребенок приобретает знания посредством игр и воображения. Игра — это способ приобретения навыков, присущих взрослым людям. Детские игры, по сути, могут сравниться с работой и учебой.

Творите! Рисуйте! Придумайте с ребенком поделку-аппликацию.

Настольные игры – интересны и детям, и взрослым. Данный вид игр развивают интеллект, мышление, воображение. «Волшебный мешочек»: завяжите глаза ребенку, пусть он вынимает из сумки их на ощупь и пытается объяснить, что ему попалось. Такая игра хорошо тренирует мелкую моторику, а также стимулирует тактильные ощущения.

Как бы вы ни задумали провести выходной день с детьми, это должно нравиться и вам, и им. Родителям важно хоть на время выкинуть из головы все свои проблемы и расслабиться.

Дайте себе слово, что сегодня вы снова превратитесь в ребенка и посмотрите на все широко раскрытыми глазами. Ваши дети это оценят.

То, к чему вы приучите ребенка с ранних лет, так и останется с ним на  всю жизнь и возможно, потом он будет так же проводить время со своими детьми.

Психологи утверждают: к общению с ребенком нужно относиться серьезно. Дети очень чувствительны и регулярно нуждаются в вашем стопроцентном внимании. Они действительно переживают, когда в  процессе игры вы отвлекаетесь на приготовление, стирку или телефонный звонок. И пусть это будет всего час полноценного общения – с точки зрения вашего ребенка это лучше, чем целый день урывками.

Совсем нетрудно сделать так, чтобы выходной и вам, и ребенку доставил удовольствие, сблизил вас, укрепил любовь и уважение между вами.

Хороших вам совместных выходных!

 

Литература:

  1. Глазырина, Л.Д. Физическое воспитание и развитие ребенка : учеб.-метод. пособие / Л.Д. Глазырина. – Минск : БГПУ, 2009. – 292 с.
  2. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие / В.Н. Шебеко. – Минск: Выш. шк., 2010. – 288 с.
  3. https://www.art-talant.org/publikacii/22977-konsulytaciya-dlya-roditeley-fizkulyturnyy-vyhodnoy-vmeste-s-papoy

 

 

 

свернуть

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ВЫРАСТИ ЗДОРОВЫМ?

19.12.2022

      1. Правильное питание. Рацион ребенка должен включать сложные углеводы, богатые клетчаткой овощи и фрукты, молочные и мясные продукты, яйца, рыбу. Помните, что ребенок подражает взрослым во всем, в том числе и выборе пищи! Купите себе яблоко!

     2. Режим дня.  Режим дня очень важен для здоровья. Вставать и ложиться, есть и гулять нужно в одно и то же время. Режим помогает выработать биоритмы, способность контролировать себя, внимательность, усидчивость. Дети, соблюдающие режим дня, более уравновешенны и работоспособны, они хорошо переключаются на различные виды деятельности. Те же, кто его не соблюдает, быстрее утомляются, страдают от бессоницы, чаще проявляют нервозность.

     3. Здоровый сон. Укладывайте ребенка в проветренном помещении при температуре воздуха не более 20 градусов. Матрас должен быть жестким, а постельное белье - мягким и из натуральных тканей. Для каждого возраста своя норма сна: первые месяцы - 14-18 часов, после 6 месяцев - 12.15 часов, с 1 года до 3 лет - 11-14 часов, дошкольный возраст - 10-13 часов, младший школьный - 10-11 часов.

     4. Зарядка. Приобщение к физической активности нужно закладывать с малых лет. Физические упражнения не только укрепляют мышцы и развивают гибкость, но и помогают поддерживать вес, укрепляют иммунитет и улучшают настроение. Зарядка по утрам даст ребенку заряд бодрости на весь день. Дети дошкольного и школьного возраста должны заниматься физкультурой два-три раза в неделю.

    5. Погода в доме. Психологическая обстановка в семье - очень важная составляющая здоровья ребенка. Будьте доброжелательны, чаще обнимайте и целуйте ребенка, больше времени проводите вместе, доверяйте и будьте внимательны к его увлечениям и желаниям.

    6. Не перегружайте ребенка. Не стоит записывать ребенка на все кружки одновременно, особенно против его воли. Пусть он сам выберет то, что ему интересно. Не забывайте о времени на отдых.

     7. Инспектор-гаджет. Понятно, что мы живем в век гаджетов, и расти без них дети уже не могут. Однако общение с ними нужно ограничивать. Детям дошкольного возраста совершенно не рекомендуется проводить время с планшетом или смартфоном  в руках, а школьникам стоит ограничивать время до 2 часов в день. Чрезмерное увлечение приводит к нервному истощению, потере концентрации, ухудшению памяти, нарушению зрения и осанки.

     8. Соблюдение гигиены. Процесс умывания и чистки зубов должен быть каждодневным - утром и вечером. Не забывайте мыть руки после прогулки, туалета, посещения общественных мест и т.д.

     9. Не занимайтесь самолечением. Не ставьте ребенку диагноз самостоятельно и не давайте лекарства ьез консультации и назначения врача. Вы можете только навредить! Не все народные средства эффективны и безопасны. Они могут ухудшить состояние ребенка, привести к развитию осложнений или хроническому течению болезни. Поэтому, если ребенок заболел, обратитесь к педиатру.

     10. Посещайте врачей. Для наблюдения за физическим развитием, состоянием здоровья ребенка регулярно посещайте педиатра, невролога, окулиста, ортопеда, хирурга, стоматолога, ЛОР-врача, психолога, генеколога, уролога. Контроль веса и рост ребенка до года проводится ежемесячно. С года до трех лет - раз в три месяца. С 3 до 7 лет - каждые полгода. В школьном возрасте - ежегодно. Только так можно вовремя выявить заболевания и не допустить их хронического течения.

    11. Сдавайте анализы. За анализами маленьких детей нужно тщательно следить, а значит, вовремя их сдавать. Они берутся у ребенка в 3, 6, 9 и 12 месяцев, далее ежегодно или по назначению педиатра. Это позволит вовремя выявить анемию и инфекции мочевой системы.

     12. Здоровье всей семьи. Если в семье кто-то заболел - ему стоит ограничить общение с ребенком. Не забывайте чаще проветривать помещения и делать влажную уборку.

     13. Микроклимат. Влажность воздуха в квартире должна быть примерно 40-60%, а температура воздуха - 20-22 градуса по Цельсию. Поэтому следует постоянно увлажнять и проветривать помещение.

     14. Влажная уборка. Чем меньше возраст ребенка - тем чаще необходимо проводить влажную уборку. Желательно, чтобы в квартире было как можно меньше ковров, мягких игрушек, одеял и подушек с натуральными наполнителями - они могут быть источником аллергии.

 

свернуть

Физическая подготовленность как необходимость для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе

22.11.2022

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками - факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на  первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.

Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.

Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в  каждом возрастном периоде. К концу шестого года жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают: длина тела - 116 см, масса тела - 22 кг, окружность грудной клетки - 57-58 см. Основные движения становятся более сложными: увеличиваются скорость бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно обращать внимание на правильность разбега, группировки и приземления, шестилетки уже могут подбрасывать и ловить мяч одной рукой.

Дети знакомятся с техническими элементами различных видов спорта (ходьбы на лыжах, катания на коньках, плавания), овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, горки и др.). Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников - к таким как выносливость, ловкость, быстрота, сила.

К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Суточная норма шагов - 1200-1500. Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на  занятиях.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя систематические занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах, включая учебную работу: физкультурно-оздоровительные мероприятия, утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на прогулках. Для обеспечения активности отдыха организуется физкультурно-оздоровительная работа: физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья. Наполненные сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности ребят.

Вместе с организованными формами физического воспитания необходимо уделять внимание и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Именно здесь наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что требует соответствующих воспитательных воздействий. Одним из показателей хорошей физической подготовки к школе является высокая работоспособность. Она связана со  множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов, поэтому при ее развитии надо учитывать возраст детей, состояние их здоровья, уровень познавательных способностей и т. д.

Умственная работоспособность дошкольников на занятиях проявляется прежде всего в желании самостоятельно работать, в умении сохранять внимание и не отвлекаться в течение 25 минут занятия, в высокой активности и хорошем усвоении программного материала, в отсутствии выраженного утомления после занятия. Для детей дошкольного возраста характерен большой диапазон работоспособности. Например, выполняя специальные задания, дошкольники с высокой работоспособностью проявляют большую настойчивость и собранность, что позволяет им качественно и результативно справляться со значительным объемом работы в соответствии с учебными требованиями.

В то же время при выполнении длительных и трудных умственных заданий продуктивность в разные периоды занятий у этих ребят может быть различна. Так, часть из них, добиваясь высоких результатов работы в первой половине занятия, резко снижают их во второй, как бы «выкладываясь» в  начале работы. Другие же сохраняют высокий уровень работоспособности на протяжении всего занятия, но он характеризуется отдельными кратковременными спадами и последующими подъемами.

Проблема развития умственной работоспособности дошкольников до  конца еще не разрешена, что связано с большими индивидуальными различиями, часто перекрывающими возрастные нормы. В дошкольном возрасте дети обладают большими потенциальными возможностями формирования умственной работоспособности, при этом очень важно правильно оценить и определить их предел. Это требует соответствующего внимания и осторожности.

 Важно учитывать не только объем и качество выполненной ребенком работы, но и состояние его организма во время трудового процесса, затраты энергии, которая нужна для осуществления данной деятельности. Перед поступлением в школу у ребенка важно развить желание учиться, пробудить интерес к знаниям, к самостоятельной деятельности. Заинтересованный содержанием материала и умеющий работать дошкольник без особого труда выдержит продолжительность занятия, активно будет участвовать в  образовательном процессе.

 -  при распределении учебного материала следует учитывать, что в  начале каждого занятия в течение 4-5 минут рекомендуется давать облегченный подводящий материал. Эмоциональное, интересное начало способствует незаметному «вхождению» в работу и избавляет воспитателя от необходимости делать дисциплинарные замечания;

 -  очень часто причина массовой отвлекаемости детей на занятиях кроется в однообразном, несодержательном проведении занятий с  минимальным использованием педагогических приемов, двигательных и игровых компонентов, способствующих отдыху;

 -  после включения детей в работу целесообразно в течение 10-15 минут дать наиболее трудный новый материал, а потом провести физкультминутку. Последняя часть (1/3) занятия вновь облегчается за счет повторения пройденного материала. Воспитатель использует живые и интересные приемы обучения, активизирующие детей;

 -  в связи со снижением работоспособности надо усилить внимание к  поведению ребенка, предоставить ему дополнительный отдых, облегченные задания, оказывать индивидуальную помощь и т. д.

 

 

Литература:

  1. Шебека В.Н. "Теория и методика физического воспитания детей дошкльного возраста"/В.Н.Шебеко.- 2-е изд.-Минск: Выш.шк., 2013.- 288с.:
  2. Голубева, Г.Н. Взаимосвязь уровня двигательной активности, типа подвижности и адаптации детей дошкольного возраста / Г.Н. Голубева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 2. - С.51 - 52.
  3. Давиденко, Е.В. Дифференцированное физическое воспитание в условиях дошкольных учреждений: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04. / Е.В. Давиденко; Киев. гос. ин-т физ. культуры. Киев, 1986. 22 с.

 

свернуть

Зачем нужна спортивная форма?

  Физкультурные занятия - основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, си стематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств и эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие личности.

       Физкультурное занятие обязательно требует соблюдения техники безопасности при его проведении. Одним из обязательных условий её соблюдения является наличие спортивной формы у детей.

      Ребенок получает полное физическое развитие, учится прыгать, бегать, ползать, лазать. Чтобы Вашему ребенку было удобно, необходимо приобрести: футболку, шорты, носочки, удобную спортивную обувь (тапочки на резиновой подошве или кеды) для занятий физической культурой.

     Родителям и воспитателям нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому если ребенок наденет шорты на колготки, он вспотеет, в связи с этим основным требованием при проведении физкультуры в помещении является обязательное одевание носочков. Так же следует знать, что в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее  в групповой комнате, то есть у вашего ребенка должна быть специальная форма для занятий физкультурой, которая одевается непосредственно перед занятием и снимается после него.

      Одежда детей должна быть чистая, сухая, из материалов, обладающих хорошей теплопроводимостью, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть легкой и удобной, подошва - мягкой и гибкой.

     Спортивная форма для занятий физической культурой:

     Футболка. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определенного цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников.

     Шорты. Шорты должны быть не широкие, не ниже колен. Многие дети приходят на занятие в бриджах, джинсах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, упражнения на растяжку и т.д.

     Обувь. Необходимо иметь тапочки или кеды на прорезиненной подошве, они не скользят при выполнении упражнений. За счет тонкой подошвы дети невольно проводят профилактику плоскостопия.

     Носки. Носки лучше не слишком теплые, предназначенные для частых стирок. Желательно подобрать их по цвету под физкультурную форму.

     Давайте приучать детей к спорту внимательно и правильно!

Составил: руководитель физического воспитания Кисель Е.В.

свернуть

Беларускія народныя гульні, якія развіваюць фізічныя здольнасці дзяцей

     Гульня - асноўная форма дзейнасці дзяцей, змест іх жыцця. У гульнях яны мацнеюць фізічна, духоўна, вучацца разумець навакольны свет, узаемадзейнічаюць у калектыве.

     Беларускія народныя гульні - рухавыя. Яны вызначаюцца багацеем разнастайных уздзеянняў на арганізм дзяцей, фарміруюць у іх неабходныя фізічныя навыкі: удасканальваюць навыкі бегу (з лоўляй і ўхіленнем, у розных напрамках, са зменай тэмпу), хадзьбы па крузе, скачкі, практыкуюць ва ўменні ўзгадняць рухі са словамі; развіваюць спрыт, хуткасць, настойлівасць; выхоўваюць пачуццё павагі да традыцыйных беларускіх свят аў, пачуццё калектывізму, узаемадапамогі.

     Народныя гульні ў комплексе з іншымі выхаваўчымі сродкамі з'яўляюцца асновай для фарміравання ў дзяцей неабходных фізічных якасцей і навыкаў, выхавання ў іх нацыянальнай самасвядомасці і цікавасці да гісторыі і культуры свайго народа. Беларускія народныя гульні таксама садзейнічаюць працэсу разумення і авалодання беларускай мовай, выкарыстанню трапных выразаў у паўсядзённым жыцці. Беларускія народныя гульні шарока выкарыстоўваюцца ў фізічным выхаванні дзяцей дашкольнага ўзросту: на занятках, на святах, ранішніках. Яны садзейнічаюць ўсебаковаму развіццю дзяцей ў працэсе выкарыстання народных педагагічных традыцый і сучасных падыходаў да выхавання і аздараўлення дзяцей.

     Першая малодшая група: "Заінька", "Прэла-гарэла", "Маша", "Лясь-лясь, уцякай" і іншыя.

     Другая малодшая група: "Грушка", "Вожык і мышы", "Надзейка", "Адгадай, чый галасок"  іншыя.

     Сярэдняя група: "Птушкі ляцяць", "Мак", "Сонейка", "Шэры кот", "Браднік", "Вартаўнік", "Хворы верабей", "Мароз", "Вузельчык", "Агароднік", "Што робіш?", "У хованкі", "Млын", "Дзядуля-ражок", "Свабоднае месца", "Сляпы музыкант", "Чараўнік", "Схавай рукі!", "Нос, нос, нос, лоб" і іншыя.

     Старшая група: "Замарожаныя", "Блін гарыць", "Лыка", "Пераскоч гару", "Каза", "Браднік", "У зайца", "Садзі лянок", "Мянькі", "Рэдька", "Вядзьмар", "Кулюкушкі", "Шавец", "Падсякалка", "Мяч у доміку", "У фарбы", "У млын", "Пляцень", "Змяя", "Гарачае месца", "Штандар, стой!", "Гусі-лебедзі і воўк", "Церамок" і іншыя.

свернуть

Формирование основ и привычки здорового образа жизни у дошкольников

     Формирование основ здрового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны, а также эти вопросы решаются на уровне правительства.

     Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:

          - привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;

          - основы культурно-гигиенических навыков;

          - элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;

          - понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;

          - умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.

     Согласно учебной программы дошкольного образования, по которой работают дошкольные учреждения в нашей стране, дети должны научиться:

          - определять свое состояние и ощущения;

          - понимать необходимость и роль движений в физическом развитии;

          - выполнять гигиенические требования к телу, одежде;

          - использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.

     Важно отметить, что полноценная готовность ребенка к школьному обучению невозможна без приобретения им навыков здорового образа жизни (далее ЗОЖ). Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению режима дня, достаточной двигательной активности, ЗОЖ предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, которая обуславивает сам стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, понимание того, как эту жизнь и здоровье сохранить в окружающей среде, полной незаметных опасностей.

Система физкультурно-оздоровительной работы

     Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий:

- соблюдение правил санитарии и гигиены;

- организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей);

- поддержание температуры воздуха в группе 20-22 С).

Физические упражнения:

- утренняя гимнастика;

- физкультура;

- подвижные игры;

- спортивные игры.

Выполнение режима дня.

Организация рационального питания.

Закаливающие процедуры:

- прогулки на свежем воздухе;

- водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой);

- босохождение;

- воздушные ванны.

Активный отдых:

- спортивные праздники, досуги;

- дни здоровья;

- игры-забавы.

Орагинзация развивающей среды:

- физкультурный уголок;

- дидактические, настольные игры, альбомы;

- таблицы, модели на волеологическую тему.

Работа с родителями:

- родительские собрания;

- беседы консультации;

- анкетирование;

- папки-передвижки, ширмы.

     Дети могут успешно усвоить все основные гигиенически е навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Для их выработки дети учатся закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком.

     Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивает прочность знаний и навыков самообслуживания, помогает при воспитании самостоятельности.

     В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. Но главное внимание уделяется повседневному закреплению у малышей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности. При этом используются такие разнообразные приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение. Терпеливо, многократно детям показывается, как удобно есть, сидеть за столом, вытирать рот после еды. Применяется также мет оди поручений ("Принеси", "Убери на место",), который способствует закреплению понятия о том, что игрушки после игры и чайную чашку со стола надо убирать на место. Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия. Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на свежем воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости. 

     Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физи ческих упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика проводит под музыку, выполняются дыхательные упражнения. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. 

     Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целелсообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними проводятся физкультмнутки, двигательные перерывы, способствующие активному отдыху и повышению тонуса.  

     С каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта. Оборотная сторона этого процесса - дорожно-транспортные происшествия, гибель и ранения сотен тысяч людей. Человеческие жертвы - всегда трагедия, тяжесть которой многократно увеличивается, когда в аварию попадает ребенок. Основная причина этих несчастных случаев - грубое нарушение правил дорожного движения. А как страдают дети, не зная, как вести себя в той или иной ситуации? Что делать, если возник пожар? Если остался один дома? Что можно есть, а что нельзя? Поэтому занятия по ОБЖ - один из приемов решения задач по формированию ЗОЖ детей. Они проводятся в учреждении дошкольного образования по следующим темам:

- "Опасные люди, и кто защищает нас от них";

- "Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними";

- "Машины нашего города";

- "Где должны играть дети".

     Также проводятся беседы на тему "Ядовитые грибы и ягоды", из которой дети узнают о том, что некоторые дары природы есть нельзя, ими можно отравиться. Занятие "Микробы и бактерии", на котором дети разглядывают в микроскоп грязную воду, они очень ответственно начинают подходить к мытью рук, подстриганию ногтей. Занятие "Витамины в нашей пище" способствуют тому, что дети по-другому начинают относиться к еде: стараются съедать салаты, фрукты, овощи, пить молоко.

      Педагоги также знакомят детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, привлекая иллюстративный материал, они рассказывают о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.

     Таким образом, данная деятельность приносит определенные результаты: дети знают пользу физических упражнений, свежего воздуха, воды для своего здоровья.

 

 

           

свернуть