Гражданское и патриотическое воспитание

Проведение праздничных мероприятий в канун государственных и общереспубликанских праздников

     В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании одним из основных направлений воспитания обучающихся является идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся знаний основ идеологии белорусского государства, воспитание у подрастающего поколения основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности.

     Воспитать гражданина - значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества и государства, к выполнению функций хозяина и труженика, защитника Родины и семьянина, к участию в сознательной и активной деятельности.

    Важнейшим показателем свормированности у обучающихся гражданственности и патриотизма является знание государственной символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения как концентированного выражения идеологии государства.

     В соответствии со сатьей 19 Конституции Республики Беларусь символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

     Правовое регулирование, порядок использования и описание государственных символов Республики Беларусь, установленных Конституцией Республики Беларусь, определяется Законом Республики Беларусь от 5 июня 2004 г № 301-З "О государственных символах Республики Беларусь" (далее Закон).

     Законом определено, что граждане Республики Беларусь, а также находящиеся территории Республики Блераусь иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважительно относиться к Государственному флагу Республики Беларусь, Государственному гербу Республики Беларусь и Государственному гимну Республики Беларусь.

      Государственнй флаг Республики Беларусь и Государственный герб Республики Беларусь были рипняты на республиканском референдуме 14 мая 1995 года и утверждены Указами Президенста Республики Беларусь от 7 июня 1995 года № 213 "Об утверждении эталона Государственного гербя Республики Беларусь и Положения о Государственном гербе Республики Беларусь" и № 214 "Об утверждении Положения о Государственном флаге Республики Беларусь".

     Государственный флаг Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней - красного цвета шириной в 2/3 и нижней - зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Отношение ширины флага к длине - 1:2.

     Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Беларусь - первая в мире страна, которая использовала национальный орнамент в качестве элемента государственного флага.

     Государственный флаг Республики Беларусь крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.

     При церемониях и других торжественных мероприятиях Государственный флаг Республики Беларусь используется с наконечником ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичной ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Наконечники изготавливаются из металла желтого цвета.

     Государственнй герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над землей шаром солнца. Вверху поля находитмя пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенны.х справа цветками клевера, слева - цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова "Рэспубліка Беларусь".

     Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 июня 2004 г № 301-З "О государственных символах Республики Беларусь" и иными законодательными актами Республики Беларусь.

     Во второе воскресенье мая в Республике Беларусь отмечается государственный праздник - День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь.

     В дни  государственных праздников и общереспубликанских праздничных дней (День народного единства, День защитника Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День Конституции, Праздник труда, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государтсвенного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики), а в случае, если государственный праздник или праздничный день является нерабочим днем, - в последний рабочий день до установленной даты государственного праздника, праздничного дня, проводятся торжественные мероприятия с обязательным прослушиванием (исполнением) Государственного гимна Республики Беларусь, поднятием (выносом) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения дошкольного образования (на площадке с установленным флагштоком).

     При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины - без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, - в соответствии с законодательством Республики Беларусь). При исполнении могут использоваться звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Неполное исполнение гимна допускается лишь в оркестровом исполнении. Государственный гимн Республики Беларусь должен исполняться в соответствии с утвержденным текстом и музыкальной редакцией (нотами).

      Использование государственных символов в учреждениях образования должно быть направлено на формирование у обучающихся уважения к государственным символам, к личности Главы государства - Президенту Республики Беларусь, олицетворяющему единство нации, обеспечивающему политическую и экономическую стабильность страны.

      В учреждениях образования в обязательном порядке оформляются уголки государственнй символики (фойе, актовый зал или музей учреждения образования).

     Обращать внимание на следующее:

  • соблюдать одноуровневое расположение государственных символов, а также их очередность: Флаг, Герб, Гимн;
  • необходимость наличия в учебных заведениях и организациях различной ведомственной принадлежности парадного варианта (или стационарного уголка) государственной символики, который размещается в специально отведенном месте, где проводятся торжественные мероприятия;
  • при использовании государственных символов в "живом" виде (т.е.флаг в тканевом исполнении, герб - объемный), не допускается отсутствие одного из атрибутов;
  • размещать государственные символы на центральной стене, лицом к которой стоят участники торжественных мероприятий;
  • на высокое качество содержания и эстетичность оформления имеющихся наглядных стендов в помещении;
  • на соответствие помещения санитарно-гигиеническим нормам;
  • на отдаленность стационарного Уголка государственной символики от хозяйственно-бытовых комнат, проходов, гардероба;
  • на освещенность Уголка государственной символики.

     Для учреждений образования:

     - в групповых помещениях используется лицензионная печатная продукция. Размещается на стене слева или справа от учебной доски, над ней. Другие стенды вблизи не располагать.

     Уголок государственной символики Республики Беларусь включает:

     - Государственный флаг Республики Беларусь;

     - Государственный герб Республики Беларусь;

     - Может размещаться текст Государственного гимна Республики Беларусь.

     Формирование понимания сущности и значения государственных символов Республики Беларусь, воспитание уважения к ним в учреждениях образования направлено на постепенное и поэтапное приобщение обучающихся к основам идеологии белорусского государства, на формирование активной гражданской позиции, чувства любви и уважения к Родине, гордости за ее достижения, ответственности за развитие и процветание.

      Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает в средней группе (воспитанники от 4 до 5 лет) в рамках реализации задач образовательной области "Ребенок и общество" формирование у воспитанников представлений о государственных символах Республики Беларусь; в старшей группе (воспитанники от 5 до 7 лет) - развитие интереса, формирование гордости и уважения к государственным символам Республики Беларусь, желания подпевать гимн, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь.

     Решение вышеназванных задач будет наиболее эффективным в случае интеграции содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования: "Ребенок и общество", "Развитие речи и культура речевого общения", "Развіццё машлення і культура маўленчых зносін", "Изобразительное искусство", "Музыкальное искусство", "Художественная литература".

     Воспитание у детей дошкольного возраста уважения к государственным символам Республики Беларусь рекомендуется осуществлять как в специально организованной деятельности, регламентированной типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие), так и в нерегламентированной деятельности воспитанников.

     Для ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием педагогического работника, объяснением элементов государственных символов. При ознакомлении детей с государственными символами Республики Беларусь можно использовать прием сравнения (например, предложить детям сравнить Государственный флаг (Государственный герб) Республики Беларусь с флагом (гербом) одного из соседних государств. Это даст возможность ребенку более четко увидеть детали и различать их;
  • рассматривание предметов, на которых изображен Государственный герб Республики Беларусь (обложка паспорта, свидетельства о рождении, марок, правительственных наград (при встречах с ветеранами войны и труда и др.));
  • привлечение внимания детей к изображениям символов нашего государства, которые встречаются в повседневной жизни; приобщение их к отдельным, доступным детскому пони манию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным символам Республики Беларусь;
  • объяснение воспитанникам содержания Государственного гимна Республики Беларусь; слушание гимна в сочетании с предварительным комментарием педагогического работника о том, как нужно вести себя во время звучания гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы);
  • беседы с детьми о том, где и когда используется государственная символика (в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь и др.);
  • наблюдение во время прогулок и экскурсий за изменениями в своем населенном пункте перед государственными праздниками с дальнейшим обсуждением впечатлений воспитанников;
  • чтение произведений художественной литературы, раскрывающих отношение людей к Государственному гимну Республики Беларусь и Государственному флагу Республики Беларусь  и др.

      Для эффективного ознакомления воспитанников с государственной символикой Республики Беларусь, формирования у них уважительного отношения к ней рекомендуется использовать учебные издания, имеющие гриф Министерства образования Республики Беларусь, Наионального института образования. Так, в учебно-методическом комплексе "Свет, у якім я жыву" ("Мир, в котором я живу") авторов А.Л. Давидович, Е.И. Смолер представлены комплексы занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственной символикой (тема "Республика Беларусь, символы государства").

     В работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственной символикой и формированию уважительного отношения к ней главная роль отводится педагогическим работникам и родителям (законным представителям воспитанников), которые своим примером должны показывать уважительное и бережное отношение к государственным символам Республики Беларусь. Целелсообразно организовать сотрудничество и взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи, включение законных представителей воспитанников в образовательный процесс учреждения дошкольного образования. Формами такого взаимодействия могут быть проведение консультаций для родителей по вопросам патриотического воспитания детей в семье, совместных праздников; подготовка и размещение информационных стендов соответствующей тематики в помещениях учреждения дошкольного образования и др. 

 

свернуть

Марафон гражданско-патриотических акций "Мы знаем! Мы помним! Мы гордимся!"

      Цель проведения марафона акций - совершенствование деятельности учреждений дошкольного образования в вопросах формирования основ гражданско-патриотической культуры детей дошкольного возраста, создание условий и ситуаций, позволяющих законным представителям и педагогическим работникам учреждений дошкольного образования в процессе организации совместной с детьми деятельности проявлять свои патриотические чувства и гражданскую позицию.

     Задачи:

  • апробировать в системе дошкольного образования реализацию социальных инициатив, ориентированных на формирование активной жизненной позиции детей, родителей и педагогов в условиях совместной акции;
  • формировать гражданско-патриотические и морально-нравственные ценности у всех участников образовательного процесса в ходе проведения тематических акций, приуроченных к государственным праздникам Республики Беларусь и общереспубликанским праздничным дням;
  • привлечь законных представителей воспитанников к участию в образовательном процессе и социально значимой деятельности гражданско-патриотической направленности;
  • популяризировать и пропагандировать в средствах массовой информации опыт организации акций как эффективной формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей, осуществляемой педагогами в тесном сотрудничестве с родителями.

     Инициаторы марафона акций: главное управление по образованию Минского облисполкома; ГУО "Минский областной институт развития образования".

     Официальные организаторы марафона акций в учреждениях Минской области: управления по образованию райисполкомов и управления (отдел) по образованию, спорту и туризма райгорисполкомов; педагогические коллективы учреждений дошкольного образования Минской области.

     Партнеры марафона акций: иные учреждения образования, культуры, спорта и туризма; общественные организации и объединения.

     Участники марафона акций: педагогические работники учреждений дошкольного образования, воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, их законные представители.

     В 2023/2024 учебном году предполагается проведение пяти акций, приуроченных к государственным праздникам Республики Беларусь и общереспубликанским праздничным дням.

     День народного единства - 17 сентября - акция "ЖЫВУ Ў БЕЛАРУСІ І ТЫМ ГАНАРУСЯ!"

     День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь - 23 февраля - акция "ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ  - РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ!"

     День труда - 1 Мая - акция "МОЙ ЧИСТЫЙ И ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОД"

     День Победы - 9 Мая - акция "НЕ ЗАРАСТЕТ ТРОПА ПАМЯТИ"

     День Независимости Республики Беларусь - 3 июля - акция "БЕЛАРУСЬ МИРНАЯ - БЕЛАРУСЬ КРАСИВАЯ!"

     Содержание деятельности участников образовательного процесса в ходе марафона акций предполагает:

     "Жыву ў Беларусі і тым ганаруся" - "написание писем в будущее" - составление коллективных рассказов воспитанников, запись видеописем детей и родителей о Беларуси, о своей малой родине.

     "Есть такая профессия - Родину защищать" - встречи с представителями военных профессий на базе учреждений дошкольного образования; экскурсии в военные части, кадетские училища и классы (выступление с концертами или организация совместных мероприятий).

     "Мой чистый и зеленый город" - совместная деятельность по уборке (озеленению) участков учреждения дошкольного образования и прилегающей территории, городских скверов.

     "Не зарастет тропа памяти" - посещение памятных мест, связанных с событиями Великой Отечественной войны; возложение цветов; организация минут молчания в рамках акции.

     "Беларусь мирная - Беларусь красивая!" - создание совместных творческих работ детей и родителей; организация выставочных экспозиций в учреждениях дошкольного образования и общественных местах города (деревни, поселка).

Этапы подготовки и проведения акций

     Подготовительный этап: определение участников акции; составление плана подготовки и проведения акции; написание сценария (программы) акции; инструктирование педагогов; консультирование педагогов.

     Этап реализации: проведение акции в соответствии с программой (сценарием).

     Рефлексивный этап: получение обратной связи от детей и родителей; трансляция в средствах массовой информации.

 

свернуть

Организация работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников

     Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога.

     Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление  и развитие. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

     Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает расти будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родиелями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальный семейных связей. Только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определенных результатов.

     Какие основные задачи стоят перед учреждением дошкольного образования по работе с родителями по патриотическому воспитанию детей?

   - Изучение семей воспитанников.

   - Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по воспитанию патриотических чувств.

   - Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей.

   - Просвещение родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей.

        ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • привлечение родителей к созданию предметной развивающей среды по патриотическому воспитанию;
  • родительские собрания;
  • консультации, беседы;
  • вечера для родителей;
  • праздники с участием родителей и детей (приобщают детей и их родителей к истокам народного творчества, к истории народа, знакомят с укладом его жизни и народной мудрости, с белорусскими обрядовыми праздниками);
  • проведение Дней открытых дверей на патриотическую тему;
  • детские концерты ко Дню пожилого человека, ко Дню матери, ко Дню отца;
  • конкурсы семейных рисунков и поделок;
  • привлечение родительской общественности к помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, пошиву косюмов  для участия в мероприятиях, создание коллажей, альбомов и т.д.);
  • рекомендации родителям по знакомству детей с художественной литературой, соответствующей возрастной категории детей; по рассматриванию картин, репродукций;
  • "Родительская почта" - выявление запросов родителей по проблемам патриотического воспитания;
  • тестирование на предмет изучения уровня осведомленности родителей в вопросе патриотического воспитания дошкольников;
  • выставки семейных фотографий;
  • участие в создании мини-музея группы, посвещенного белорусскому народному вторчеству;
  • папки-передвижки "Моя семья", "Как воспитать патриота", "Как рассказать о Родине" и т.д.;
  • оформление семейных и групповых альбомов "Наша жизнь день за днем", семейный вернисаж "Семья - здоровый образ жизни";
  • брошюры;
  • индивидуальные беседы;
  • выполнение индивидуальных поручений.

         В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения. Пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки и папки-передвижки по патриотическому воспитанию, где помещаются консультативный материал, фотовыставки, фотостенды, мини библиотеки; памятки-рекомендации; буклеты.

        Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну, образовательную систему, позволит воспитать у ребенка чувства гражданственности, патриотизма. Раскрывая дошкольникам на конкретных примерах быт, жизнь, искусство, труд людей, живущих в городе, можно расширять представления детей о родном крае, лучше понимать его культуру, воспитывать чувство гордости за отчий дом, бережное отношение к нему и Родине.

       В результате взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников возрастет активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий в детском саду; увеличится посещаемость родителями проводимых в детском саду мероприятий; установится благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса; обогатятся педагогические знания родителей по проблеме патриотического воспитания; изменится позиция родителей: теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники жизни детского сада.

свернуть

Электронная книга "Минщина в рассказах и рисунках дошколят"

IIIобластной форум педагогов дошкольного образования Минской области "Ориентиры детства"

Чытаем творы аб Радзіме

     На выхаванне пачуцця патрыятызму, фарміраванне нацыянальнага характару дзіцяці дзейсны ўплыў аказвае мастацкая літаратура.

     Літаратурныя творы актыўна ўздзейнічаюць на пачуцці і розум дзіцяці, развіваюць яго эмацыянальную сферу. Выхавальнік у сваёй рабоце з дзецьмі павінен зыходзіць з таго, што мастацкая літаратура - гэта сродак развіцця чалавечнасці, дабрыні і спагады, грамадзянскай самасвядомасці, пачуцця нацыянальнай годнасці. З дапамогай літаратуры дашкольнікі не толькі атрымліваюць пэўныя веды, мастацкія творы дапамагаюць больш свядома ставіцца да такіх пачуццяў, як "Радзіма", "Бацькаўшчына", "народ" і, урэшце рэшт, падштурхоўваюць дзіця да пытання: "Хто я дый што значу?".

     Мэтанакіраваная выхаваўчая работа ў дашкольнай установе прадугледжвае выкарытсанне мастацкай літаратуры як аднаго са сродкаў патрыятычнага выхавання. Менавіта з дапамогай літаратурных твораў у дашкольным узросце пад кіраўніцтвам выхавацеля дзеці асэнсоўваюць такія паняцці, як "дабро", "зло", "Радзіма", "краіна", "народ", "сцяг", "герб", "гімн", творы падтрымліваюць зараджэнне такіх эмацыянальных грамадзянскіх пачуццяў, як любоў да сваёй Айчыны, адданасць ёй, гонар за яе дасягненні. Творы беларускіх пісьменнікаў дапамагаюць дзецям убачыць непаўторную прыгажосць роднага краю. Паэтычныя радкі надаюць звычайным рэчкам, кветкам на лузе незвычайную эмацыянальную прывабнасць, прымушаюць дзіця больш пільна ўгледзецца ў наваколле, захаваць малюнкі родных краявідаў у памяці на ўсё жыццё. У той жа час дзіця не толькі захапляецца прыгожымі прыроднымі замалёўкамі - творы фарміруюць усведамленне адказных адносін да роднай прыроды, яе захавання.

    Важнае значэнне ў выхаванні патрыятычных пачуццяў дзяцей маюць літаратурныя творы, у якіх раскрываецца гісторыя Радзімы, вядзецца гаворка аб вядомых дзеячах беларускай зямлі. Прыклады адданасці справе Радзімы з'яўляюцца своеасаблівай школай патрыятызму.

     М.С.Кавалевіч падкрэслівае: "Нашы продкі цесна звязвалі любоў да роднага краю з любоўю да роднай мовы: "Хто на людзях з матчынай гаворкі пасмяецца, той на старасці ад маткі адрачэцца". Вось як жорстка ацэньвалі тых беларусаў, якія саромеліся сваёй мовы".

     Мова - першая, галоўная прыступка падсвядомага пачуцця нацыянальнасці. Калі дзіця з першых дзён чуе родную мову, яна пранікае яму ў сэрца, адкрывае багаты свет нацыянальнай культуры.

     Беларускія пісьменнікі ў шматлікіх творах выказваюць роднай мове сваё захапленне і павагу. Даходлівымі словамі яны раскрываюць дзецям прыгажосць і мілагучнасць роднага слова.

     Мір, спакой і згода паміж людзьмі - галоўная ўмова існавання Зямлі, чалавечай цывілізацыі.

     Больш за паўвека беларускі народ не ведае слова "вайна", але яно жыве ў памяці людзей. І чым менш застаеца жывых сведкаў тых падзей, тым часцей неабходна нагадваць малому пакаленню пра боль, страты, незажыўныя раны, якія нясе вайна.

     Патрыятызм - гэта не толькі памяць аб земляках, загінуўшых за мір на зямлі, за шчасце сваёй краіны. Гэта любоў да Радзімы, імкненне ўмацоўваць яе, а калі трэба, і гат оўнасць устаць на абарону.

     Шмат твораў мастацкай літаратуры для дашкольнікаў падкрэсліваюць, што мір і шчасе неабходна ўмець абараніць, і таму з дашкольнага ўзросту мы развіваем у дзяцей жданне стаць абаронцамі Радзімы, служыць у беларускім войску на карысць сваёй краіны, для захавання шчасця і міру на зямлі.

     Узросшая цікавасць людзей да народнай духоўнай культуры, далучэнне да народных традыцый сталі адметнымі рысамі нашага часу.

      Народныя святы, абрады, традыцыйныя рамёствы нясуць на сабе адбітак многіх пакаленняў, яны ўувасобілі погляды нашых продкаў на жыццё, сталі своеасаблівай скарбніцай мудрасці, невычэрпнай крыніцай натхнення для нашчадкаў.

     Захавалася шмат твораў вуснай народнай творчасці, якія выкарыстоўваюцца пад час народных святаў, абрадаў. Традыцыйныя вырабы народных майстроў звязваюць мінулае з сённяшнім і будучым, захоўваюць багатую памяць таленавітага народа.

     Сёння мастакі слова па-свойму пераасэнсоўваюць багатую спадчыну народа і ў мастацкіх творах імкнуцца выказваць свае высокія пачуцці.

     Творы, разлічаныя на дзяцей дашкольнага ўзросту, даходліва і адначасова ўзнёсла раскрываюць дзецям таямніцу Купалля, глыбокі сэнс Калядных свят, урачыстасць Вялікадня, старанную працу па стварэнні непераўзыдзеных па прыгажосці і шчырасці твораў дэкаратыўна-пракладнога мастацтва.

     Беларускі народ - адкрыты, шчыры - умее не толькі добра працаваць, але і цікава, весела адпачываць. А якое свята, адпачынак без народнай музыкі, т радыцыйных народных інструментаў?

     Мастацкая літаратура дае дзецям магчымасць пазнаёміцца і з гэтым бокам жыцця беларускага народа. Вершы пра скрыпку, цымбалы, бубен напоўнены рухам, вясёлым настроем, нацыянальным каларытам. У каго не з'явіцца жаданне паспрабаваць навучыцца іграць на гэтых інтсрументах!

     Вось гэтак, крок за крокам, гартаючы старонкі кніг беларускіх пісьменнікаў, мы ствараем яскравы, эмацыянальна насычаны, непаўторны вобраз роднай краіны!

 

свернуть

Пазнаём Радзіму кожны дзень

     У патрыятычным выхаванні педагогіка прытрымліваецца прынцыпу - праз малое да вялікага. Выхаванне станоўчых пачуццяў, павагі да Радзімы адбываецца паступова. Пачынаць неабходна з выхавання шчырых адносін да сваіх родных - маці, бацькі, бабулі, сястрычкі. У дзіцяці неабходна абудзіць адчуванне, што яно не адно, яго любяць, клапоцяцца аб ім і ад яго чакаюць узаемных пачуццяў. З гэтай мэтай у час штодзённых гутарак з дзецьмі выхавальнік подкрэслівае клапатлівыя адносіны бацькоў да дзіцяці, знаходзіць магчымасць звярнуць увагу на прафесіяналізм, умельства бацькоў, станоўчыя рысы іх характару. Выхавальнік падштурхоўвае дзіця да размовы аб яго сям'і, прапануе ўзгадаць, як праводзілі вольны час з маці, у якія гульні яно любіць гуляць з бацькамі, удакладняе, што ведаюць дзеці аб прафесійнай дзейнасі сваіх бацькоў.

    Ужо ў дашкольным узросце неабходна даць дзецям першапачатковыя веды пра нашу Радзіму - Беларусь. У час мэтавых прагулак, экскурсій па горадзе дзеці разглядаюць гістарычныя будынкі, помнікі архітэктуры, сучасныя будовы. Выхавальнік дае звесткі пра назвы вуліц, тлумачыць, у гонар якіх вядомых людзей, занчных падзей яны так называюцца.

     З дапамогай бацькоў выхавальнік складае з дзецьмі фотаальбом "Вуліцы майго горада". А прапанова выхавальніка падрыхтаваць расказ пра гісторыю сваёй вуліцы, яе былыя назвы, цікавыя помнікі, прыгожыя будынкі, з'явіцца падставай для захапляючай сумеснай дзейнасці бацькоў і дзяцей.

      Наяўнасць дастатковай колькасці фотаздымкаў, паштовак з відамі свайго і іншых гарадоў дае магчымасць праводзіць дыдактычную гульню "Я ведаю свой горад". Сярод пэўнай колькасці відарысаў дзеці павінны выбраць знаёмыя і расказаць пра іх, удзельнікі гульні і выхавальнік удакладняюць адказы.

      Аначасова ідзе знаёмства дзяцей з прафесіямі, звяртаецца ўвага на тое, што дзякуючы намаганням многіх людзей розных прафесій горад набывае своеасаблівую прыгажосць. У час экскурсій, гутурак выхавальнік імкнецца падвесці дзяцей да высновы, што ад кожнага жыхара залежыць, ці будзе горад мець прывабны выгляд. У выніку дзеці самі падказваюць, што нельга кідаць смецце, маляваць на сценах, прапануюць пасадзіць кветкі.

     Знаёмства дзяцей з месцам, дзе яны жывуць, узбагачае іх веды, развівае цікаўнасць, садзейнічае выхаванню пачуцця гонару за  родныя мясціны. Дзеці ўсведамляюць, што іх горад, сяло, лес, рачулка - частка Радзімы і кожная мясціна непаўторная па сваёй прыгажосці і гістарычных падзеях. Зацікаўленасць гісторыяй свайго дома, вуліцы, горада абуджае ў дзіцяці імкненне пазнаваць родўны край.

     З дапамогай дарослых дзеці засвойваюць назву краіны - Рэспубліка Беларусь, ат рымліваюць звесткі аб паходжанні слова "Беларусь", знаёмяцца з найбольш вядомымі гарадамі, гістарычнымі мясцінамі, даведваюцца пра сталіцу - горад Мінск.

     Азнаемленне з традыцыямі і звычаямі народа і далучэнне да іх - значная частка работы па патрыятычным выхаванні дашкольнікаў.

     На занятках дзеці знаёмяцца з асаблівасцямі жыцця беларускага народа ў мінулым: адзеннем, прыладамі працы, нацыянальнымі стравамі, традыцыйнымі рамёствамі. Чытанне часопіса "Вясёлка" дапаможа дзецям даведацца пра хатнія прылады, якімі карысталіся ў мінулыя часы, засвоіць іх назвы і прызначэнне. З мэтай замацавання ведаў і ўзбагачэння мовы выхаванцаў можна скласці свае тэматычныя слоўнікі, выкарыстоўваючы ілюстрацыі ці малюнкі дзяцей ("Беларускі посуд", "У бабульчынай вёсцы"). На занятках па выяўленчай дзейнасці і ў вольны час дашкольнікі пазнаюць асаблівасці беларускага арнаменту, спасцігаюць асновы пляцення саломкі, стварэння выцінанак. Наведванне музеяў, выстаў, разглядванне іюстраваных альбомаў, назіранне за працай ганчара раскрывае дзецям багатыя традыцыі і таленавітае выкарыстанне іх сучаснымі майстрамі. 

     Актыўны ўдзел у святах "Гуканне вясны", "Дажынкі", "Купалле", "Каляды" узбагачае дзяцей веданнем народных традыцый, гісторыі краіны, узмацняе сувязь пакаленняў.

     Але ж недастаткова абмежавацца тлькі веданне гістарычнага мінулага, неабходна, каб і ў сям'і, і ў дзіцячым садзе была  створана атмасфера актыўнай зацікаўленасці сучасным жыццём краіны. З дапамогай дарослых дзеці спасцігаюць значэнне і асаблівасці грамадска-палітычных свят, у даходлівай форме атрымліваюць звесткі пра найбольш значныя падзеі ў краіне і за яе межамі. З мэтай азнаямлення дзяцей з асаблівасцямі прамысловасці Беларусі, выхавання павагі да людзей працы арганізуюцца экскурсіі на заводы, прадпрыемствы. Дзеці даведваюцца, што жніво - гэта клопат не толькі хлебаробаў, але і ўсёй краіны. Дашкольнікі ўсведамляюць, што кожны на сваім працоўным месцы спрыяе ўзбагачэнню і росквіту Радзімы.

     Гутаркі пра беларускіх каманаўтаў, афармленне матэрыялаў "Нашы алімпійцы", сустрэчы з пісьменнікамі абуджаюць у дзяцей пачуццё гонару за прыналежнасць да сваёй краіны.

     Неабходна абавязкова пазнаёміць дзяцей са сцягам, гербам, гімнам Рэспублікі Беларусь, выхоўваць у іх павагу да дзяржаўных сімвалаў, вучыць уставаць пры выкананні дзяржаўнага гімна.

     Раскрыць дзецям прыгажосць роднай прыроды, паказаць яе багацці - адзін са ўляхоў выхавання любві да сваёй Радзімы. Пачынаючы з малодшага дашкольнага ўзросту, у дзяцей фарміруецца цікавасць да роднай прыроды, уменне адчуваць яе прыгажосць, жаданне захаваць прыродныя багацці. На занятках, экскурсіях, штодзённых прагулках педагог імкнецца, каб сустрэча з прыродай выклікала эмацыянальны водгук у душы кожнага дзіцяці.

     Вырашаючы задачы выхавання патрыятызму, павагі да сваёй Радзімы і пачуцця гонару за яе, дзецям неабходна даць дакладныя звесткі аб прыродных асаблівасцях Беларусі: жывёльны і раслінны свет лясоў і балот, воднае багацце рэспублікі. Трэба імкнуцца да таго, каб дзеці ведалі не толькі рэкі, азёры сваёй мясцовасці, але і  найбольш вялікія рэкі, азёры краіны - Днепр, Нёман, Прыпяць, Нарач, Свіцязь. Народныя паданні і легенды ("Пра возера Нарач" і інш.) дапамогуць надаць гэтым размовам больш эмацыянальны характар.

     Важна не толькі даць дзецям пэўную колькасць ведаў пра жывёл і птушак, раслінны свет, але і падкрэсліць месца і ролю чалавека ў захаванні багаццяў прыроды. Мы абавязаны пазнаёміць дзяцей з Чырвонай кнігай Рэспублікі Беларусь, акцэнтаваць увагу на тым, што кожны павінен берагчы, ахоўваць навакольнае асяроддзе.

    З мэтай асэнсавання дзейснага характару адносін да прыроды выхавальнік выкарыстоўвае працоўныя даручэнні па догляду раслін, хатніх жывёл, арганізуе разам з бацькамі прыродаахоўныя акцыі "Чыстая паляна", "Падсілкуйся, птушка!" і г.д.

     Выхаваўчая дзейнасць дае дзецям магчымасць у малюнках перадаць захапленне прыгажосцю роднай прыроды, выказаць станоўчыя пачуцці. Творы мастацкай літаратуры дапамогуць асэнсаваць і паглыбіць уяўленні ад зносін з прыродай.

     Патрыятычнае выхаванне прадугледжвае не толькі веданне гісторыі і сучаснасці сваёй краіны, але і жаданне ўзмацняць яе, абараняць. Выхавальнік павінен падкрэсліць, што служба ў войску - ганаровы абавязак кожнага мужчыны. Часцей за ўсё работа па выхаванні павагі да вайсковай службы актывізуецца ў лютым, у сувязі з Днём абаронца Радзімы, у Дзень Перамогі. Аднак і на працягу года можна знайсці магчымасць ускласці кветкі да помніка загінуўшым у гады вайны, правесі экскурсію ў вайсковую часць, наведаць паказальныя меропрыемствы, наладжаныя ў сувязі з Днём беларускай міліцыі, Днём памежніка, у час якіх дзеці разглядаюць баявую тэхніку, бачаць, як працуюць службовыя сабакі. Гутаркі па змесце твораў мастацкай літаратуры, разглядванне ілюстрацыйнага матэрыялу, знаёмства з рознымі відамі войскаў, баявымі ўзнагародамі, арганізацыя с.жэт на-ролевых гульняў "На мяжы", "Аэрадром", "Ваенны парад" садзейнічаюць выхаванню павагі да старэйшых пакаленняў, абуджаюць у дзяцей цікавасць да ваеннай справы, пачуццё гонару за вайскоўаў, жаданне быць падобнымі да іх. Дзеці павінны ўсвядоміць, што менавіта дзякуючы гераізму і адвазе людзей у гады вайны яны зараз маюць магчымасць жыць у міры і шчасці. 

     Ужо ў дашкольным узросце дзеці павінны атрымаць элементарныя веды пра планету Зямля, даведацца, што на ёй жыве вельмі многа людзей розных нацыянальнасцяў, якія адрозніваюцца і знешнім выглядам, і традыцыямі, але кожны народ мае права на існаванне і галоўнае для ўсіх - захаваць мір на Зямлі.

     Выхаваць патрыёта сваёй Радзімы - адказная і складаная задача, вырашэнне якой у дашкольным дзяцінстве толькі пачынаецца. Планамерная, сістэматычная работа, выкарыстанне разнастайных сродкаў выхавання, агульныя намаганні дзіцячага сада і сямў'і, адказнасць дарослых за свае словы і ўчынкі могуць даць станоўчыя вынікі і стаць грунтоўным падмуркам для далейшай работы па патрыятычным выхаванні асобы дзіцяці.

 

свернуть

Формы и методы работы с дошкольниками по патротическому воспитанию

     В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.

     В образовательном стандарте дошкольного образования в разделе "Общие положения" пункте 4 одна из задач гласит: формировать гражданственность и национальное самопознание, патриотические чувства, моральную, эстетическую и экологическую культуру. В разделе "Требования к структуре учебной программы дошкольного образования": "Содержание Программы определяется несколькими образовательными областями, одна из низ - "Ребенок и общество": формирование представлений о Республике Беларусь; людях, прославивших Родину; о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках.

     Патриотическое воспитание - целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

     В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников - кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.

     Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом - не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.

     Образовательную деятельность с воспитанниками проводим с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: "Мой город", "Твои защитники", "Моя семья" и др. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

     Эффективным средством является использование художественных материалов.

     Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников оберегать гармонию с окружающим миром.

     В младшем  и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяем развитию представлений о близком социальном окружении.

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

  1. организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
  2. инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
  3. наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
  4. хороводные игры, игры-имитации;
  5. чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
  6. рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, с называнием членов семьи, их действий, выделением общего радостного настроения;
  7. рассматривание семейных фотографий и др.

     В средней группе вовлекаем детей в разговор о семье, семейных событиях. Обращаем внимание на черты сходства детей и родителей. В семье все заботятся друг о друге.Увлекаем детей играми на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации "добрых дел": в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.

     В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В старшей группе используем такие методические приемы патриотического воспитания, как:

  1. этические беседы о городе, родной стране, мире;
  2. экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
  3. рассматривание иллюстраций об особенностях природы разных стран;
  4. знакомство с элементами национальной культуры;
  5. обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

     При знакомстве дошкольников с историей родного города (составление рассказа) следует обратить внимание на такие моменты:

  • по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске;
  • составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми;
  • рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения "это было очень-очень давно", "это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими" и т.д.;
  • язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: "князь", "полководец", следует объяснить их значение.

     В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

     Широко использукм все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчесвте как нигде сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности, представления и добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

     Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

     Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью,способной увлечь ребят национальным изобразительным сикусством.

     Метод проектов - один из перспективных, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. основная его цель - развитие свободной творческой личности ребенка, взможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В группах целесообразно разработать такие педагогические проекты, как: "Мой город", "День матери", "День Победы". Метод проектов эффективен во всех возрастных группах. 

     Использование информационно-коммуникационных технологий - актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

     Испольузя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомить с талантом белорусского народа, научить детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.

     Патриотизм - это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи сам патриотом, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

 

 

     

свернуть

Организация работы учреждения дошкольного образования по патриотическому воспитанию дошкольников

     Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования обеспечивает планомерную и последовательную передачу исторического и социального опыта белорусского народа, воспитание уважения и гордости к государственным символам Республики Беларусь. Интерес ребенка к изучению такого объемного материала в значительной мере зависит от содержания образования. Поэтому патриотическое воспитание не просто реализуется традиционными методами образования, а черпает источники из педагогических идей белорусского народа, в основе которых культ человека, культ высокой морали и красоты, культ доброты.

     Тогда эмоционально-познавательные впечатления ребенка мотивируют к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, стремление приобщаться к белорусской культуре. Таким образом, патриотическое воспитание реализует потребность в качествах, генетически присущих ребенку. Патриотические качества характерны только человеку, и чем выше уровень овладения ими, тем выше уровень познавательной организации, тем выше эта генетически предопределенная тяга к познанию социума, потребность его обогащать результатами своих знаний и своего труда.

     Цель патриотического воспитания дошкольников направлена на формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия, приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.

     Реализация содержания патриотического воспитания дошкольников обеспечивает формирование у них нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.

     Задачи патриотического воспитания дошкольников определены в учебной программе дошкольного образования:

          - развивать:

  • осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом;
  • интерес к родственным отношениям, к истории своей семьи;
  • чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками;
  • умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем);
  • интерес к социальной действительности: к труду взрослых, труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий;
  • гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней;
  • любознательность к понятию "Родина" (местом, где родился человек, где живут его родные), достопримечательностям своего города, поселка, государства;
  • активное участие во всех видах детской деятельности;

           - формирвать:

  • адекватные представления о себе, о других;
  • осознание себя как члена детского общества;
  • интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;
  • сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях;
  • национальное самосознание;
  • знания о государственной символике (флаг, гимн, герб), животных, птицах, деревьях, цветах, которые могут являться символами белорусского государства (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василька);
  • чувства нравственной, эстетической и экологической культуры;
  • самостоятельность в разнообразных жизненных ситуаиях;

          - воспитывать:

  • интерес, внимание идоброжелательное отношение к окружающим;
  • гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам;
  • интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традииям народа;
  • патриотические чувства, гражданственность;
  • чувства любви к родному краю и гордость за него;
  • лучшие нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;
  • уважение к этническим признакам жителей Республики Беларусь, языку белорусов.

     Процесс патриотического воспитания в учреждении дошкольного образования организуется с учетом принципов, обобзначенных в Информационно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь к 2013/2014 учебному году:

  • гуманизации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, предусматривающий равноправие и взаимоуважение участников образовательного процесса;
  • культурной традиционности, предполагающий патриотическое воспитание в духе исторических, культурных традиций народа, его языка и обычаев;
  • постепенности и непрерывности, который предполагает, что патриотическое воспитание проходит ряд этапов, постепенно усложняется его содержание, корректируются направления развития нравственных качеств личности и обеспечивается их преемственность;
  • комплексности и интеграции, согласно которому образовательный процесс рассматривается как единая целостная система, обеспечивающая целенаправленное взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования, семьи, работников музеев, библиотек и др. Интеграция осуществляется на основе комплексного подхода к планированию.

     Патриотическое воспитание предполагает процесс передачи ценностей и норм культуры одного поколения другому, творческое овладение достижениями культуры, бережным отношениям к национальным традициям своего народа. Содержание патриотического воспитания дошкольников можно расскрыть через следующие познавательные направления:

  1. История Беларуси: возникновение и развитие. Задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об историческом пути белорусского народа на основе знакомства дошкольников с важнейшими событиями отечественной истории. В результате познания своей наиональной истории у дошкольников выстраиваются положительные взаимоотношения с родными, близкими людьми, окружающими, потребность использовать полученные знания в разных видах деятельности. К основным новообразованиям в этом направлении могут быть отнесены: патриотическое сознани (знания и представления о родном крае, "малой" Родине) и национальное самосознание (осознание своей наиональной принадлежности); социальные патриотические чувства (любовь, преданность, сопричастность, ответственность); национальный такт или уважение к людям других национальностей.
  2. Символы Беларуси. Задачи: формировать гордость и уважение к государственным символам, понимание значения Государственного герба Республики Беларусь, Государственного флага Республики Беларусь, уметь исполнять Государственный гимн Республики Беларусь. Сущность данного направления состоит в том, что личность формируется как член того общества, к которому он принадлежит, которое определяется его государственными символами. Для дошкольника патриотические чувства связаны: с дифференциацией основных государственных символов, наличием предствлений об их государственной ценности, с характером проявляемых чувств и отношений к государственной символике, с обогащением собствнных представлений и творческой переработкой знаний о символах в различных видах деятельности.
  3. Достопримечательности Беларуси. Задача: развивать любознательность к месту, вещи или объекту, заслуживающих особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью в своем поселке, улице, городе, столице республики, своей Родине; расширять знания о том, как живут люди в Республике Беларусь, как трудятся, отдыхают. Содержание данного направления реализует процесс патриотического становления и развития личности, который зависит от характера взаимодействия дошкольника с  культурно-исторической средой своей Родины, от адаптации к ней и самореализации в ней с учетом индивидуальных возможностей.
  4. Государственные и народные праздники. Задача: воспитывать культуру организации и проведения значимого в жизни республики события, осознание торжественности государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам; формировать сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях. Активное участие дошкольников в реализации данного направления формирует значимые личностные качества: эмоциональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность и др. Данное направление вбирает в себя моногообразие практических форм проявления положительного отношения к родным, близким людям, окружающим; потребность использовать накопленные эмоционально-прочувствованные знания в творческо деятельности; ст ремление внести свой вклад в процветание своей страны.
  5. Знаменитые белорусы. Задачи: воспитывать уважение к деятельности людей, прославивших нашу Родину: просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям искусства, ученым, космонавтам, спортсменам и т.д.; формировать чувство гордости за их деятельность и достижения. Содержательный компонент этого направления охватывает познавательную сферу, которая сязана с осознанием личностью своего отношения к богатому испторическому наследию и современным достижениям своего народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей ментальности. К основным чертам менталитета белорусов относятся толерантность, доброжелательность, гостеприимство, добродушие, мягкосрдечность, выносливость, щедрость, сообразительность, немстительность, поэтичность души и много других привлекательных качеств.
  6. Народным промыслы и искусство Беларуси. Задача: расширять знания о культуре Беларуси, приобщать детей ко всем видам национального искусства, развивать интерес к созданию предметов рукотворного мира и обогащению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения; развивать умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем), интерес к социальной действительности: к труду взрослых, к взамиоотношениям людей разных профессий. Содержательный спектр этого направления очень широкий. Он включает все то, что составляет содержание национального искусства и истории народа. Он объединяет практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эстетические и т.д. Предполагается активное познание детьми окружающего мира: природного мира, предмтеного мира; мира своего "Я"; формирование у детей ощущения принадлежности к белорусской культуре, белорусскому искусству, и расширение представлений о малой Родине и стране; воспитание чувства любви и привязанности к месту, где родился, родным и близким людям, родному дому, дошкольному учреждению, к люьимым местам.
  7. Белорусское народное творчество. Задача: формировать готовность дошкольника к участию в творческой деятельности, исполнению народных танцев, песен, игр, участию в народном кукольном театре, и развивать гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней. Содержание данного направления отражается у дошкольников в характерных для данной нации действиях и поступках, нормах поведения, мет одах и приемах творческой деятельности, исполнении народных танцев, песен, игр, формах выражения чувств.

     Процесс патриотического воспитания дошкольника направлен на формирование у дошкольников в разных видах деятельности нравственных качеств белорусов: ответственность, честность, трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца, стремление действовать на пользу другим, любовь и интерес к стране, доброта, сопереживание, чувство собственного достоинства, ощущения принадлежности к культуре своей Родины. Сущность патриотического воспитания состоит в том, что личность формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

 

свернуть

Дыдактычныя гульні пра Беларусь

Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем

      В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.

      Предлагаемые дидактические игры помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми. 

               Дидактическая игра "ПРОГУЛКА ПО ГОРОДУ".

Задачи: закрепить представления воспитанников об улицах ближайшего микрорайона и расположенных на них зданий; расширять представления о зданиях и их назначении; закреплять павила безопасного поведения на улице; расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т.д.); развивать связную монологическую речь; воспитывать любовь и уважение к родному городу.

Материал: игровое поле зеленого цвета, на котором серым цветом обозначены схемы автомобильных дорог со светофорами и зеленой зоной; фотогафии городский заведений и учреждений (10-15 шт), ближайших к детскому саду; постоянные объекты (ориентиры) на игровом поле (памятники и т.п.); карты со стихами-загадками (10-15шт); кубики с наклеенными на каждую грань фотографиями учреждений (3 шт); фигурка человечка (1 шт); фотографии города, разрезанные в форме мозаики.

     В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей - 3-5 человек.

Предварительная работа: целевые проглуки на близлежащие улицы, рассматривание расположенных на них зданий; беседы о том, что можно увидеть, открыв дверь заведения, для чего оно предназначено; рассматривание фотоальбома города; сравнение больших фотографий с маленькими карточками  игры; знакомство с игровым полем-схемой ближайших ули.

Варианты игр

          1 вариант - "Найди улицу". Ребенку предлагается поставить фигурку человечка на ту улицу, которую назовет воспитатель (Все здания находятся на игровом поле).

              2 вариант - "Загадки на улицах города". В игре используется игровое поле и карточки-стихи. Воспитатель раздает играющим детям фотографии, читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Ребенок, у которого находится фото загаданного здания, помещает его на игровое поле. Следует добиваться использования в речи пространственных терминов. Вначале можно загадывать наиболее знакомые, ближайшие к детскому саду объекты, затем - более удаленные.

            3 вариант - "Доберись до дома". Ребенку предлагается определить на игровом поле местоположение своего дома -  поставить туда фигуру человечка. Задание - описать путь движения от дома до детского сада и обратно, соблюдая правила дорожного движения.

           4 вариант - "Подскажи дорогу". В игре используется игровое поле со всеми закрепленными на нем объектами и кубики с фотографиями. Ребенок бросает кубик. Задание - объяснить дорогу от детского сада до выпавшего на кубике заведения, соблюдая правила дорожного движения.

             5 вариант"Что перепутано". Воспитатель намеренно неправильно расставляет фотографии зданий на игровом поле. Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия.

              6 вариант - "Дополни картинку". Детям дается задание вместе с родителями прогуляться по ближайшим к детскому саду улицам и найти на них заведения, которые не встречаются в игре.

             7 вариант - "Собери мозаику". Разрезанные фрагменты фотографий перемешиваются, детям предстоит правильно собрать изображение и объяснить, где оно находится и для чего предназначено.

 

Дидактическая игра "ПОЕДЕМ В КРАЙ РОДНОЙ"

Возраст: воспитанники старшей группы.

Задачи: уточнить представления воспитанников о растительном и животном мире родного края; расширять представления о совеобразии животного и растительного мира в зависимости от природной зоны; развивать связную монологическую речь дошкольников; упражнять в классификации объектов природы; закреплять представления о символике Минска, о крупных городах Беларуси; воспитывать любовь к родному краю.

Материал: изображения двух паравозов: один - с гербом Минска, второй - с эмблемой южных стран; изображения шести вагонов; 3 комплекта картинок: животные (10 шт), ягоды (6 шт), деревья (6 шт) Беларуси; 3 комплекта каритнок: животные (10 шт), фрукты (6 шт), деревья (5 шт) южных стран; карта Беларуси.

Игровые действия:

  1. Отбирать и ставить в карман вагона только те карточки, которые соответствуют выполнению задания.
  2. Рассказывать об особенностях среды обитания животных, о месте произрастания деревьев, фруктов, ягод.
  3. Аргументировано доказывать, почему объект не может ехать в Минск (Беларусь) или на юг (связать с особанностями внешнего вида, питания животного, условями произрастания фруктов и т.п.).

Игровые правила: Предварительный сговор двух играющих: какой вариант игры выбрать, кто куда повезет объекты. Думать, не мешать друг другу, в случае необходимости - помогать.

Варианты игры

           1 вариант - "Кто куда". Перед ребенком на столе 2 паравоза с вагонами, картинки с изображением одного вида объектов (животные или деревья, ягоды или фукты). Задание: отобрать объекты по природным зонам и в зависимости от этого посадить их либо в состав с гербом Минска, либо -  с эмблемой южных стран.

             2 вариант - "Классификатор". Предложить детям все картинки сразу, паровоз с тремя вагонами. Задание: в соответствии с символикой паравоза (вспомнить, рассказать, чт о она означает) в первый вагон посадить животных, во второй - ягоды или фрукты, в третий - деревья, т.е. классифицировать объекты.

             3 вариант - "Исправь ошибки". Воспитатель заранее расставляет картинки в карманы вагонов, намеренно допуская ошибки. Задание: исправить ошибки, аргументировано объясняя свой ответ (например: почему бегемот не может жить в Беаруси. Связать с особанностями внешнего вида, образа жизни, питания).

                4 вариант - "Необыкновенное путешествие". Участвуют все картинки с животными и карта Беларуси. Все животные едут из Минска на север (юг, запад, восток) страны. Проследить по карте, какие крупные города встречаются по пути. Задание: высадить животного в том городе, в названии которого первый зву совпадает с первым звуком в названии животного. (Например: в Бресте - белку, бурундука; в Волковыске - волка и т.д.)

                 5 вариант - "Нужная остановка". В игре участвуют картинки с животными Беларуси с изображением разного количества объектов и карта беларуси. Задание: высадить на первой остановке животных, путешествующих по одному, на второй - по двое и т.д. Назвать станцию, на которой вышло наибольшее число пассажиров.

Дыдактычная гульня "БЕЛАРУСЬ І НАШЫ СУСЕДЗІ"

Узрост: выхаванцы старшай групы.

Задачы: удакладняць і замацоўваць уяўленні дзяцей аб гарадах Беларусі і аб суседніх краінах; практыкаваць ва ўжыванні патрэбных слоў; замацоўваць правільнае вымаўленне ўсіх гукаў роднай мовы, фарміраваць выразную дыкцыю, развіваць сэнсаматорыку, уменне арыентавацца на плоскасці; выхоўваць пачуццё павагі да іншых краін і пачуццё гонару за сваю дзяржаву.

Матэрыял: гульнявое поле (36,5х28,5 см); 2 канверты з літарамі і словамі (першы канверт - 36 літар, 6 слоў; другі канверт - 30 літар, 5 слоў); інструкцыя; упаковачная скрынка.

     Дзецям прапануецца поле для гульні, на якім абазначаны абласныя гарады Беларусі, а таксама суседнія краіны: Літва, Латвія, Расія, Польшча, Украіна. Дзеці складаюць назвы гарадоў і краін згодна з узорам поля (адным словам ці літарамі). Пераможцам лічыцца той, хто першы без памылак складзе ўсе назвы і правільна вымавіць іх па-беларуску.

ГЕРБ ГОРАДА

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материал: шаблон-образец с изображением герба города; констурный шаблон этого же герба; "мозаика" герба города в разнообразном варианте.

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.

2. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память.

3. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.

4. Детям предлагаются гербы других городов для подобно же игровой задачи.

ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА

Цель: закрепить у детей представление об истории родного города.

Материал: игровые поля (9 штук) с изображением видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.

Ход игры. Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздает игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть свое игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.

Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком.

Если ребенок ошибается, то даётся "справка ведущего", которым может быть как воспитатель, так и ребенок.

ФЛАГ БЕЛАРУСИ

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны.

Материал: полосы красного, зеленого цвета; белая полоска с орнаментом.

Ход игры. Воспитатель показывает детям флаг Беларуси, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге Беларуси.

ГДЕ НАХОДИТСЯ ПАМЯТНИК?

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.

Материал: изображения памятников.

Ход игры. Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где они установлены.

 

 

свернуть