Растим маленьких патриотов вместе

Воспитание патриотических чувств в семье

     Первые примеры патриотизма ребенок получает в семье. История семьи, ее традиции, отношения между мамой и папой, бабушкой и дедушкой являются благодатной почвой для осознания ребенком себя как члена семейного сообщества с присущими ему нормами и правилами поведения. Для каждой семьи важным является воспитание у ребенка любви и заботы о родителях и близких, уважения и гордости за своих предков, интереса к познанию родословной своей семьи. Не менее значимым в семейном воспитании является формирование у ребенка положительных нравственных качеств будущего семьянина: трудолюбия, честности, доброты, скромности.йте игровую

     Подсказка для родителей. Понаблюдайте за сюжетными играми ребенка, в которых он принимает на себя роль папы или мамы. В контексте сюжета игры попросите его уложить куклу, мишку, зайку спать, накормить, одеть на прогулку. Создайте игровую ситуацию болзени куклы или прихода с ней в магазин, в гости, в театр. Как в зеркале, в игре ребенка отразятся жесты, мимика, интонация, повторяющие вас и ваши взаимоотношения в семье. Вы убедитесь, насколько у девочки развиты умения утешать, быть ласковой, женственной, а у мальчика - желание брать на себя тяжелую работу, помогать в трудную минуту, забоиться о ближних, быть сильным и смелым. Проявление таких умений, как любить, сострадать, сопереживать являются показателями нравственных качеств личности ребенка независимо от пола.

     Рекомендации для совместного проведения времени и бесед с детьми. Рассматривая с ребенком семейные фотографии, старайтесь характеризовать членов семьи по роду их деятельности, профессии, личностным качествам, интересным событиям из жизни каждого по отдельности. Однако, каждый совместный просмотр завершайте информацией и примерами заботливого, уважительного отношения между всеми членами семьи - это позволит ребенку чувствовать свою принадлежность к семье, роду, ценить и беречь родственные связи.

     Составление родословной семьи с ребенком воспитывает у него уважение к старшим поколениям, семейным традициям, гордость за предков, которые трудились во благо семьи и Родины, с честью преодолевали выпавшие им трудности.

     Расскажите ребенку, какую пользу приносит ваш труд, ваша профессия семье, людям, стране. Старайтесь положительно отзываться о вашей работе и результатах труда. Обращайте внимание на такие нравственные качества как ответственность, внимание, выносливость, образованность, умения общаться с другими людьми, которые необходимы для достижения высоких результатов. Если это возможно, покажите конкретные результаты труда или приведите примеры значимости вашей работы для общества. Обсудите с ребенком и последствия некачественного выполненной работы или отсутствия работы, как для семьи, так и страны в целом.

     С раннего детства приучайте ребенка выполнять элементарные обязанности в семье. Давайте ему поручения сервировки стола к семейному обеду, наведению порядка в своем игровом уголке, комнате, уборке квартиры к приходу членов семьи с работы. Проявление аккуратности и заботы о своем здоровье достигается через формиорование навыков самообслуживания. Чем старше становится ребенок, тем больше передайте ему ответственность за чистоту своей одежды, обуви (также он может помогать и другим членам семьи). Забота ребенка о домашних питомцах также приучает его к трудолюбию, ответственности за жизнь и здоровье близкого.

      Ручной труд (изготовление поделок, подарков для членов семьи своими руками, украшение дома ко дню рождения мамы и др.) воспитывает у ребенка терпение, выносливость, развивает фантазию, творчество. Вместе с ребенком попробуйте смастерить куклу или оберег, раскрасить народную игрушку - это условие как патриотического, так и эстетического воспитания в семье.

свернуть

Нужно ли воспитывать патриотизм в детях?

     Говоря о воспитании патриотизма, стоит задуматься над тем, каким человеком Вы бы хотели видеть своего ребенка в будущем. Несомненно, Вы ожидаете от ребенка проявления уважения и заботы к себе и близким людям, умения отличать хорошее от плохого, добро от зла, стремления приумножать, беречь, ценить блага, любви к своему дому, улице, городу, где родился и живешь. Именно это и есть проявление качеств и чувств человека как патриота и гражданина Родины. И наша задача научить всему этому ребенка с самого детства.

     Проявление чувства любви к своей семье, природе, друзьям - это и есть проявление патриотизма.

     Уже в 3 года малышу жизненно необходимы примеры для подражания, на основе которых будет формироваться его уверенность в себе, гордость за близких и чувство своей причастности к ним (из семейной жизни с мамой и папой, наблюдений за другими людьми, природой, прослушанных историй и др.). Патриотические чувства детей этого возраста проявляются и через любовь к природе, эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. 

     На заметку родителям трехлетнего ребенка. Любовь к природе в этом возрасте является проявлением патриотизма у ребенка. Однако, не стоит ожидать от малыша проявления любви к животному, сразу через бережное отношение к ним. Малыш не задумывается, что от большого желания "пожалеть", может навредить животному, причинить боль (крепко обнимая, гладя животное против шерсти, туго сжимая части тела в руках). Важно, понимать, что воспитание любви к животному у ребенка 3-х лет - это воспитание желания и опыта бережного отношения к ним. Выражается оно в элементарной заботе и в доступных поручениях по уходу за животными.

     В 4-5 лет ребенку важны не только мать и отец, но и информация о том, кем были его бабушка и дедушка, кто он, где родился и живет. В среднем дошкольном возрасте ребенок активно познает мир природы, человека и патриотические чувства формируются через воспитание у него моральных чувств и поведения.

     Общественная жизнь четырехлетнего ребенка в основном протекает в том микрорайоне, где вы проживаете - часто этим она и ограничивается. Знакомство ребенка с достопримечательностями города, особенностями других микрорайонов научит обращать внимание на особенности строений, внешний вид зданий на улицах города, замечать красоту и уникальность места, где он живет. Постепенно дети начнут понимать, что они жители вашего города и будут гордиться этим, а также стремиться что-то сделать, чтобы город был красивым и чистым. Именно так проявляется гордость за свою малую родину, воспитывается желание сделать ее лучше.

     На заметку родителям четырехлетнего ребенка. Осознание ребенком того, что в городе моного улиц и каждая имеет свое название, а у каждого дома свой номер будет способствовать запоминанию домашнего адреса.

     В 5-6 лет патриотические чувства могут проявляться через познавательное отношение к миру, развитие основ экологической культуры, уважительной отношение к другим культурам. В этом возрасте дети проявляют интерес к истории своей страны, к государственным символам, людям разных национальностей.

Рекомендации для родителей, стремящихся воспитать ребенка достойным человеком и гражданином

     Постарайтесь позитивно отзываться о стране, в которой живете, о ее достижениях, знаменитых в истории людях, событиях.

      Положительный эффект в формировании патриотических чувств и нравственных качеств личности ребенка будут иметь совместные просмотры передач, кинофильмов, фото и видео спортивных и культурных мероприятий, рассказывающих о людях, прославивших страну. Обсуждая с ребенком содержание просмотренного, позитивно оценивайте вклад соотечественников в жизнь общества.

     Познакомьте ребенка с памятными и историческими достопримечательностями города и государства. Рассказывайте ребенку о предках и об испытаниях, из которых они вышли с честью. Это могут быть рассказы о прадедушках, прабабушках - ветеранах Великой Отечественной войны, родственниках - участниках ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, а также о ветеранах труда и их достижениях во благо Родины.

      Поддерживайте у ребенка активность, инициативу, стремление показать себя с позитивной стороны. Используйте позитивные подкрепления инициативных действий в разных видах деятельности: "Ты очень постарался", "Ты молодец, у тебя все получилось!", "Хорошая работа!". Старайтесь меньше использовать слова и выражения, ограницивающие инициативу "Зачем тебе это надо!", "Тише едешь, дальше будешь!", "Не проявляй инициативу, она наказуема!" и т.д.

     Привлекайте к процессу патриотического воспитания людей, защитников Родины, прославивших страну своими достижениями. Это могут быть встречи с ветеранами войны и труда, представителями военных и мирных профессий, культуры и искусства, спортсменами.

     Организовывайте мероприятия, направленные на взаимодействие детей с окружающим миром. Используйте проводимые культурные и общественные мероприятия по случаю государственных праздников для совместного семейного досуга.

      Принимайте с ребенком участие в общественных акциях "Мой Минск - моя столица", "Открытка ветерану к Дню Победы", "Посади дерево - сделай город чище". Участие в таких мероприятиях формирует у ребенка умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ранее не знакомыми; принимать ответственность, адекватно оценивать свой вклад в общий результат, гордиться причастностью к стране, госдуарству.

     

свернуть

Как познакомить ребенка с символикой Республики Беларусь

19.10.2023

     Невозможно воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребенок еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.ми

     Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Но в полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции - дело непростое для маленьких детей, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас представлений об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен.

     Начиная с четырех лет, детей нужно знакомить с символами государства (гербом, флагом, гимном) и с символами Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек). И в этом нам помогут такие методы, как беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры и экскурсии, чтение художественной литературы.

     Формируя представления детей о государственнх символах Беларуси - флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

     Так, например, содержание беседы о символах Беларуси может быть таким:

- У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом, флагом и гимном). - Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. На флаге Беларуси 3 цвета. Красный цвет - знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь, пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет - цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет - это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.

     Государственный флаг Республики Беларусь может использоваться во время праздничных дней, а также при торжественных мероприятиях, проводимых в учреждениях дошкольного образования для взрослых, и в другие памятные даты.

    - Герб как отличительный знак народов, стран появился давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Республики Беларусь, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Посмотри на герб нашего государства. Что на нем изображено?

     - Контур Беларуси - желтый, располагается в лучах восходящего солнца - это наша земля.

     - Пучки колосьев - это трудолюбивый на род, который выращивает хлеб.

     - Красные цветки клевера - это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров.

     - Голубые цветки льна - это материал для одежды, символ труда, добра и достатка.

     - Земной шар с восходящим солнцем - мы, белорусы, дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями.

     - Красная звезда - символ человечности, знак мужества.

     Знакомя детей с гимном Беларуси в начале лучше провести беседу о том, что гимн - это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний.

     Расскажите ребенку, что при официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя.

     После беседы следует включить гимн для прослушивания.

      Также можно с детьми поиграть в такие игры, как:

  • "Чего не стало";
  • "Третий лишний";
  • "Карта Беларуси";
  • "Мое имя";
  • "Узнай по описанию" и другие.

     Прочтите детям следующие художественные произведения:

         Для детей четырех лет: С.Сокалаў-Воюш "Блакіт нябёс"; Э.Агняцвет "Зямля з блакітнымі вачамі"; А.Байдак "Беларусачка"; Д.Бічэль-Загнетава "Радзіма", А.Русак "Мой край" і іншыя.

         Для детей пяти лет: Д.Бічэль-Загнетава "Белая Русь", "Радзіма", "Наша Радзіма"; А.Вольскі "Радзіма", "Беларусь - мая Радзіма"; В.Вітка "Бусел"; Н.Гілевіч "Я - беларус" і іншыя.

     Во время выходных дней организуйте для своих детей экскурсии к памятным местам послека или города.

свернуть

Нравственное воспитание ребенка в семье (памятка)

16.10.2023
  1. Если Вы хотите вырастить ребенка патриотом, достойным гражданином, отзывайтесь хорошо о стране, в которой живете.
  2. Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю Ваших предков, из которых они вышли с честью.
  3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
  4. Старайтесь знакомить ребенка с культурными ценностями и традициями страны: посещать музеи, выставки, театры. Чем чаще Вы будете посещать с ребенком культурные заведения, тем больше вероятность, что ребенок сохранит интерес к ним и в подростковом возрасте, и в юношеском.
  5. Научитесь радоваться каждому дню и видеть "хорошее" - Ваш оптимизм обязательно перейдет к ребенку.
  6. Когда Вы общаетесь с ребенком, пытайтесь оценивать не только его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты произошли).
  7. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с хорошей стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: "Не высовывайся!", "Не проявляй инициативу!" и т.д.
  8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой Вы живете, оценивайте их вклад в жизнь общества.
  9. Развивайте эмоциональную сферу ребенка: "жалейте" персонажей, которые испытывают боль, грусть, а также радуйтесь с ним за положительных героев - так ребенок не будет равнодушным к окружающей его действительности.
  10. И самое главное: будьте образцом нравственного поведения для ребенка.

ЧТОБЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ, КАК БЫ СЕБЯ НЕ ПОВЕЛ ВАШ РЕБЕНОК,

ВЫ ЕМУ НУЖНЫ, И ОН НУЖДАЕТСЯ В ВАС!

свернуть

Природные символы Республики Беларусь

     ЗУБР - не только визитная карточка богатого и разнообразного животного мира Беларуси, но и символ самой страны. Это самое тяжелое и крупное наземное млекопитающееся на европейском континенте, последние европейские представители диких быков. Наибольшее количество зубров обитает в Беловежской пуще, поэтому если вы хотите увидеть это величественное животное наверняка, вам следует отправиться именно туда.

     АИСТ. Интересно, что слово "аист" присутствует только в русском языке как заимствование из тюркского. В белоруссом языке существует два наименования этой птицы - бусел (ласково - буслик) и лялько. Бусел выступает в народных представлениях как абсолютно разумное существо, наделенное высокими моральными качествами. Истоки такого отношения белорусов к аисту восходят к легенде о его происхождении, которая сохранилась в сельской традиционной культуре до сегодняшнего дня. Согласно мифологическому сюжету, бусел раньше был человеком. Бог поручил ему кинуть в море (пропасть, яму) завязанный мешок (горшочек, суму) с разнообразными вредными тварями - насекомыми, грызунами, змеями. Человеку было запрещено развязывать и заглядывать внутрь мешка. Человек не выдержал искушения разузнать секрет и развязал сверток. Все содержимое моментально распространилось повсюду, а человек за любопытство и непослушание превратился в бусла, который теперь ходит по свету и собирает себе на пропитание живность, которая расползлась и разлетелась из мешка. Буслы присутствуют в других народных поверьях, которые отражают особенности поведения особи. Прилет птиц ранней весной обещает скорое появление птенцов, отсюда и представления, что аисты приносят детей. Заинтересованные в пополнении семейства хоязева старались обустроить удобное место для гнездования - высокий шест с кругом, очищенный от веток ствол дерева или место на крыше. На Благовещенье выпекается сдоба, украшенная "отпечатком" лапы бусла. То, что птица возвращается к своему гнезду каждый год, перестраивая и увеличивая его в размере, породили традицию считать аиста духом-покровителем дома, приносящим обитателям лад и процветание. Если птицы покидали гнездо, это считалось приметой скорых неблагоприятных событий. Птица живет в паре и разделяет хлопоты по заботе о птенцах. Отсюда, аист - символ верности, преданности и родительской любви. Аист, поглощающий болотную "нечисть", также стал символом победы добра над злом.

       КЛЕВЕР попал в символику двух государств - Республики Беларусь и Ирландии. Обрамление герба Республики Беларусь  в виде венка из спелых колосьев ржи, украшенных цветами клевера и льна, глубоко символично. Рожь, клевер и лен -  традиционные составляющие жизненного уклада белоруса. Они символизируют непреходящую ценность родной земли, генетическую связь между поколениями, трудолюбивый и миролюбивый характер белорусского народа. Клевер - символ связи с созидательным миром животных: коровой, овцой, т.к. для них это лучший корм. Беларусь - страна привычек и традиционности, которая также прослеживается и в цветоводстве. Зато хорошая привычка засаживать близлежащую к своему дому территорию растительность и цветами привила беларусам неподдельную любовь ко всему живому.

     ЛЕН - символ преобразования мощи труда, знак добра и достатка. Это единственная прядильная культура в республике, его еще называют "северным шелком". Традиционно из льняной ткани сделаны национальные белорусские наряды. Только из льна делались знаменитые "беларускія рушнікі", на которых вышивался орнамент. А так как каждый орнамент имеет свой сакральный смысл, и один и тот же рушник не мог использоваться на всех праздниках или важных событиях, у каждого порядочного беларуса было множество рушников: для повседневных нужд, для религиозных праздников - Рождества, Пасхи; на рождение ребенка, на "заручыны" (помолвка) дочери, на "вяселле" (свадьба) сына, впрочем, "нават у труну клалі рушнік" ("даже в гроб ложили рушник").

     

свернуть

История Беларуси

Вы никогда не задумывались, почему нас называют беларусами, а нашу Родину - Беларусь? Ученые утверждают, что белая значит великая, святая, свободная, независимая. Действительно, с древности белый цвет означал свободу. Поэтому наши предки носили белую льняную одежду, показывая другим народам свое дружелюбие, гостеприимство, любовь к Родине и готовность к ее защите.

     Родина - это место, где мы родились, поэтому она самая близкая из всех стран. Первый человек на территории Беларуси появился в далекие-далекие времена. Жили наши предки на берегах рек и озер. Занимались земледелием, рыболовством и охотой на диких зверей.

     Постепенно территорию Беларуси заселили восточнославянские племена кривичей, дреговичей, радимичей. Племя - это группа людей, которые имеют общее происхождение, свой язык и место проживания. Письменные упоминания о них приводятся в летописи "Повесть временных лет".

     Первой установленной датой в нашей истории является 862 год. Под этим годом упоминается город Полоцк и Полоцкое княжество. Немного позднее, под 980 годом летописи указывают Туровское княжество. Полоцкое и Туровское княжества - это первые государственные образования на территории нашей Родины. Государство представляет собой союз граждан, созданный с общей целью защиты их жизни, свободы и имущества.

     С их появлением в Беларуси основываются новые города. Древнейшие из них -  Витебск (947г.), Заславль (конец Х века), Брест (1019г.), Орша (1067г.), Логойск (1078г.), Пинск (1097г.), Борисов (1102г.).

     Государство способствовало развитию культуры, письменности, религии. В это время белорусы принимают христианство. Его распространение на территории Беларуси связано с деятельностью Ефросинии Полоцкой.

     В XIII веке наши предки объединились с балтами в государство - Великое Княжество  Литовское (ВКЛ). Балты - это предки современных литовцев и латышей. Постепенно в состав нового государства вошли все белорусские земли. В период своего расцвета ВКЛ являлось крупнейшим государством в Европе, а его границы простирались от Балтийского до Черного моря. В эпоху ВКЛ Франциск Скорина издал книгу "Псалтырь" (1517г.) - первую на восточнославянских землях. Был составлен один из первых сборников законов в Европе -  Статут ВКЛ (1529г.).

     В 1569 году Великое Княжество Литовское и Королевство Польское объединились в Речь Посполитую. Речь Посполитая - союз двух самостоятельных государств. Однако постоянные войны и внутренние противоречия ослабили Речь Посполитую, и она в конце XVIII века была разделена между другими странами. Белорусские земли вошли в состав Росийской империи.

     После Октябрьской революции 1917 года установилась советская власть. В 1919 году была образована Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Это государство положило начало самостоятельности белорусского народа. В 1922 году БССР и другие советские республики объединились и образовали Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

     Самым трагичным и одновременно героическим периодом истории для белорусского народа стала Великая Отечественная война. Она длилась почти четыре года - с 1941 по 1945 год. С врагом в войну вместе с солдатами сражались старики, женщины и дети. Всему миру известны имена детей-героев Пети Котельникова, Марата Казея, Зины Портной и многих-многих других.

        Путь к миру и возрождению в Беларуси начался только в 1943 году, когда были освобождены первые белоусские деревни и города. День освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков стал государственным праздников - Днем Независимости Республики Беларусь (Днем Республики), который отмечается 3 июля. Вклад белорусского народа в борьбу с фашизмом был высоко оценен другими государствами: БССР стала одной из стран-основательниц Организации Объединенных Наций.

       В послевоенное время все силы белорусского народа были направлены на восстановление страны, возрождение городов и деревень. Благодаря трудолюбию и энтузиазму белорусов наша страна стала развитым промышленным центром Советского Союза. Образование и наука, культура и охрана здоровья были одними из самых передовых в мире.

     В 1991 году Советский Союз распался, Республика Беларусь объявила себя независимым, самостоятельным государством. 15 марта 1994 года был принят Основной Закон нашей страны - Конституция Республики Беларусь. Конституция регулирует все сферы жизни белорусского общества.

     Согласно Конституции, власть в нашей республике принадлежит народу. Высшим выборным государственным органом является Национальное собрание - парламент. В парламенте принимаются законы, по которым живет наше государство. Руководителем страны, согласно Конституции, является Президент Республики Беларусь. Президент выступает гарантом прав и свобод граждан, справедливых отношений в обществе. В результате всенародных выборов в 1994 году первым Президентом Республики Беларусь был избран Александр Григорьевич Лукашенко.

     Выполнение принятых законов обеспечивает Правительство. Его название - Совет Министров Республики Беларусь.

     Сегодня наша страна является европейским государством с развитой экономикой, промышленностью и образованием.

     О таких брендах Беларуси, как МАЗ, МТЗ, БЕЛАЗ, Парк высоких технологий известно далеко за рубежом. Нашу страну и ее людей знают и уважают во всем мире.

свернуть

Государственный флаг

 Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней красного цвета и нижней зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета  - 2:1. Слева вертикально расположен белорусский орнамент красного цвета на белом фоне.

     Цвета нашего флага имеют следующие значения:

         Красный - сила, мужество, благородство, энергия.

         Зеленый - надежда, здоровье, молодость, возрождение, трудолюбие, созидание, природная гармония.

         Белый - чистота, непорочность, примирение, мудрость, знания.

         Орнамент - символ древней культуры народа, его духовного богатства. Содержание орнамента на государственном флаге повествует о хлебе, урожае и продолжении рода; прославляет трудолюбие и мастерство - первооснову счастливой доли человека.

     Беларусь - первая в мире страна, которая использовала национальный орнамент в качестве элемента государственного флага.

     Факты о нашем флаге. Орнамент, размещенный на флаге, был вышит в 1917 г. крестьянкой из деревни Костелище Сенненского района Витебской области Матреной Маркевич. В Сенно ей установлен памятник.

     Второе воскресенье мая - День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь.

     В 2013 году в Минске появилась площадь Государственного флага. В центре ее находится 70-метровая стела, на которой установлен самый большой в стране государственный флаг. Его площадь составляет 98 кв.м, а масса 25 кг. 

 

свернуть

Государственный герб

 В изображении белорусского герба отражаются основные национальные и духовные ценности белорусов: гражданское единство, трудолюбие, миролюбивость. В центре контур Беларуси - суверенитет, территориальное единство страны. Венок из золотых колосьев, цветов льна и клевера - благополучие и достаток. С каждой стороны венок трижды перевит красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании герба в две строки начертаны золотом слова "РЭСПУБЛІКА БЕЛАРУСЬ". Земной шар - желание жить в мире и согласии, сотрудничать со всеми странами. Восходящее солнце - символ жизни и наилучшей доли. Звезда - символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов, высоких устремлений народа.

свернуть

Государственный гимн

Мы, беларусы – мірныя людзі,
Сэрцам адданыя роднай зямлі,
Шчыра сябруем, сілы гартуем
Мы ў працавітай, вольнай сям’і.

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Разам з братамі мужна вякамі
Мы баранілі родны парог,
У бітвах за волю, бітвах за долю
Свой здабывалі сцяг перамог!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Дружба народаў – сіла народаў –
Наш запаветны, сонечны шлях.
Горда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны – радасці сцяг!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь! 

свернуть

Як вучыць дзяцей паводзіць сябе пры гучанні Дзяржаўнага гімна

Гучыць урачыста, як водгукі славы,

Гімн нашай вячыстай цудоўнай Дзяржавы...

Гімн свету сцвярдаже, што любім мы працу,

А шлях наш лунае да радасці, шчасця.

Пад гукамі Гімна я моўчкі клянуся

 Сапраўдным быць сынам маёй Бнларусі!

Міхась Пазнякоў

     Дзень добры, паважаныя бацькі! Сёння хочацца павясці з вамі размову пра тое, як вучыць дзяцей паводзіць сябе пры гучанні Дзяржаўнага гімна. Але давайце спачатку пазнаёмімся з гісторыяй гімна.

     Дзяржаўны гімн - гэта самы хвалюючы кожнае сэрца сімвал краіны, узвышаная песня пра народ. Мелодыя простая, добра запамінаецца.

     Яшчэ ў старажытныя часы людзі, ахопленыя агульным пачуццём радасці, - падчас вялікіх святаў, перамог над ворагамі ці пры пазбаўленні ад якой-небудзь павальнай хваробы, засухі, паводкі і пажараў, заканчэння сонечнага зацьмення - спявалі агульную песню ці, можа быць, малітву.

     Гэтую ж песню яны спявалі, калі выпраўляліся ў паход на ворага, і песня яднала іх агульнай надзеяй і верай у чілы народа.

     Прататыпам сучаснага гімна быў гімн Беларускай ССР.

     Паэт Уладзімір Іванавіч Карызна (1938), лірык і песеннік, лаўрэат Дзяржаўнай прэміі, атрымаў перамогу у конкурсе: ягонаму тэксту гімна, у якім выкарыставаны фрагменты ранейшага тэксту гімна, напісанага Міхасём Мікалаевічам Клімковічам (1899-1954), журы аддало перавагу.

     Словы гімна павінен ведаць кожны змалку.

     У Палажэнні аб Дзяржаўным гімне Рэспублікі Беларусь гаворыцца, што гімн з'яўляецца сімвалам дзяржаўнага суверэнітэту і выконваецца ў аркестравым, харавым, аркестрава-харавым ці ў іншым вакальным ці інструментальным варыянце.

     Дзяржаўны гімн выконваецца ў адпаведнасці з зацверджаным тэкстам і музыкальнай рэдакцыяй (нотамі) пры ўступленні Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь на пасаду - пасля прынясення ім прысягі, пры адкрыцці і закрыцці сесій палат Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, пры сустрэчах і праводзінах афіцыйных дэлегацый замежных краін, пры ўшанаванні нашых спартсменаў-пераможцаў, у тым ліку і за мяжой, пры правядзенні воінскіх рытуалаў, а таксама з нагоды разнастайных урачыстасцей, прысвечаных дзяржаўным святам.

     І калі гучыць галоўная песня краіны, слухаць яе трэба стоячы, прычым мужчыны абавязаны зняць галаўны ўбор. У вакальна-харавым варыянце выконвання неабходна праслухаць гімн ад пачатку да канца: усе тры куплеты. У аркестровым выкананні дапускаецца праслухванне толькі часткі гімна - адзін куплет і прыпеў. Пасля праслухвання не трэба пляскаць у далоні. Можна спакойна прысесці.

     Няхай лунаюць над намі нашы слаўныя сцягі! Няхай асвятляе наш шлях Дзяржаўны герб краіны! Няхай гучаць заклікальныя словы і ўрачыстая музыка нашага велічнага гімна!

Мы, беларусы - мірныя людзі,

сэрцам адданыя роднай зямлі,

Шчыра сябруем, сілы гартуем

Мы ў працавітай, вольнай сям'і.

 

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,

Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

 

Разам з братамі мужна вякамі

Мы баранілі родны парог,

У бітвах за волю, бітвах за долю

Свой здабывалі сцяг перамог!

 

Слаўся, замлі нашай светлае імя,

Слаўся народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

 

Дружба народаў - сіла народаў -

Наш запаветны, сонечны шлях.

Горда ж узвіся ў ясныя высі,

Сцяг пераможны - радасці сцяг!

 

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,

Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь! 

     

свернуть

Природа Беларуси

 Мы живем в самой красивой стране в мире. У нас ет высоких гор и глубоких морей, но мы гордимся множеством живописных возвышенностей, густых лесов и бескрайних лугов, голубых рек и озер, уникальных болот. Наша общая задача - сохранить богатство родной природы и передать ее потомкам.

     Республика Беларусь имеет равнинную поверхность. Общая площадь земель - 20,8 млн га. Белорусская земля очень богата. В ее недрах выявлено более 4 тыс. месторождений полезных ископаемых. Наша страна полностью обеспечивает свои потребности. Беларусь имеет очень разнообразный растительный мир. Всего в стране насчитывается около 14 тыс. видов растений. Более 500 видов используются в народном хозяйстве. Например, рожь, пшеница, кукуруза, картофель, свекла и многие другие.

      В природе Беларуси встречаются редкие растения. Для учета и защиты их заносят в Красную книгу. Красная книга - это перечень редких видов растений и животных на территории нашей страны, которым грозит исчезновение. В Красную книгу Республики Беларусь внесены 303 вида растений, они охраняются государством.

     Очень богат животный мир Беларуси. Всего насчитывается около 27,1 тыс. видов разнообразных животных. Сюда включены беспозвоночные, птицы, млекопитающие, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. Наиболее известные представители животного мира Беларуси - это лось, кабан, косуля, заяц (русак и беляк), белка, лисица, олень, бобр, куниа и многие другие. Некоторые животные занесены в Красную книгу. В настоящее время государством охраняется 202 вида.

      Одним из уникальных млекопитающих является европейский зубр, численность популяции которого достигла 1886 особей. В северных лесах страны обитают не менее 100 медведей. Волков в Беларуси насчитывается около 2 тыс., в отличие от большей части территории Европы, где этот зверь истреблен. Наиобльшим разнообразием отличаются птицы, количесвто их видов в два раза превышает число видов млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных вместе взятых, калийных и поваренных солях, керамических глинах, строительных песках, строительном камне, пресных и минеральных водах.

     Из-за отсутствия собственных ресурсов в Беларусь завозят нефть, газ, уголь, гипс и другие полезные ископаемые.

     Беларусь - край рек и озер, не зря ее называют синеокой. Большинство озер расположено на севере страны -  в Белорусском Поозерье. Образовались они еще в ледниковый период. Ледниковый период - древнее длительное похолодание, когда ледники полностью или частично покрывали Беларусь. Огромные ледниковые глыбы значтельно изменили природный ландшафт нашей страны. Созданные им впадины и углубления после таяния ледника заполнились водой. Всего в Беларуси около 11 тыс.озер. Они используются в промышленности и быту, являются источником питьевой воды, местом обитания многих животных и рыб.

      В нашей стране более 20,8 тыс.рек и ручьев. Их общая протяженность - 90,6 тыс.км. Это в два с лишним раза длиннее экватора. В Беларуси много подземных пресных вод. Они залегют в основном на глубинах от нескольких до 200 м.

      Во всем мире наша страна известна своими болотами. Их называют "легкими Европы". Белорусские болота играют важную роль в природе. Они способствуют очищению воздуха от углекислого газа, сохранению редких видов растений и животных. Белорусские леса - гордость нашей страны и ценный ресурс, а лесное хозяйство -  одна из важных отраслей отечественной экономики.

     Ласе существенно влияют на экологию. Настоящая гордость Беларуси - Беловежская пуща, не измененная за много веков человеческой деятельностью. Отдельным деревьям пущи 600-800 лет

свернуть

Вучым родную мову

Родная мова

У марах, у песнях, у снах.

Мае ў ей кожнае слова

Свой колер, і смак, і пах.

А. Грачанікаў

 

Што такое родная мова? Навошта дзецям трэба ведаць беларускую мову?

З самага нараджэння дзіця чуе голас маці, якая аберагае яго ад усяго дрэннага ў свеце. Наша родная старонка, як наша маці – хоча каб мы заставаліся вольнымі ўладальнікамі свайго жыцця. Гэта магчыма, калі мы будзем шанаваць нашыя карані, тое, што трымае нас, робіць нас НАЦЫЯЙ. Мова, традыцыі, нацыянальныя каштоўнасці – наш скарб, якім мы павінны ганарыцца і ніколі не адракацца. Кожны чалавек павінен ведаць родную мову, спяваць народныя песні, ведаць, як з веку ў век святкавалі святы ў нашым краі, любіць родныя мясціны, сваю Радзіму – Беларусь.

Далучэнне да роднай мовы садзейнічае не толькі ўзбагачэнню мовы дзяцей, але і развівае іх пазнавальныя і інтэлектуальныя магчымасці, пашырае веды пра беларускую культуру. Самае дарагое ў жыцці – тое, што закладзена ў сэрца з ранніх год. Менавіта родная мова – сувязное звяно ў далучэнні дзяцей да агульначалавечых каштоўнасцей, вытокаў народнай мудрасці.

Сёння сам час патрабуе звярнуцца да сваіх вытокаў, далучаць дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры, паглыбляць знаёмства з родным краем, беларускімі традыцыямі, фальклорам, прывіваць пачуццё грамадскасці, любоў да Радзімы. Вельмі важна навучыць дзяцей з павагай ставіцца да беларускай мовы, не сароміцца на ёй размаўляць. Вялікае значэнне мае асабісты праклад дарослых, бацькоў, людзей, якія жывуць побач з імі. Патрэбна часцей чытаць беларускія народныя казкі, знаёміць дзяцей з творамі беларускіх пісьменнікаў, развучваць вершы, загадваць загадкі, спяваць беларускія песні, прымаць удзел у беларускіх народных святах.

Дапамажыце нашым дзецям авалодаць беларускай мовай, і вы дапаможаце абудзіць у іх веру ў тое, што яны вырастуць потрэбнымі на зямлі людзьмі.

свернуть

Мая малая радзіма

 

 

 

У кожнага чалавека ёсць Радзіма, і кожны любіць яе. Любіць месца, дзе нарадзіўся і жыве. Любіць родную прыроду, свой народ. Любіць сваю родную мову і песні свайго народа, казкі, танцы, кнігі ... Без бацькаўшчыны і без свайго народа чалавек не можа жыць. Беларусь — край легенд, казак і паданняў. Зямля пад белымі крыламі, сінявокая Беларусь — так вельмі часта называюць нашу родную краіну. Яна славіцца сваімі лясамі, рэкамі, азёрам, працавітымі і шчырымі людзьмі.

Як прыемна кожны дзень адкрываць для сябе таленавітасць нашага народа, бачыць прыгажосць роднага куточка, слухаць пявучую беларускую мову і адчуваць ў душы вялікі гонар за сваю Радзіму. Мая Беларусь... Еýрапейская дзяржава — зялёны лiсток на карце: лясы, пералескi, лугi, пушчы, ураджайныя палеткi. Вакол нас — карагод краiн: Расiя, Украiна, Лiтва, Польшча. Беларусы здаýна жывуць мудрымi запаветамi прашчураý: «Сонца — на ýсiх адно, Зямля — адна, трымайся сваёй хаты, беражы свой гонар, не бяры чужое».

Кожны чалавек павінен ганарыцца той мясцінай, дзе нарадзіўся і жыве, любіць свой родны куточак (малую радзіму) як часцінку нашай Бацькаўшчыны. 

У яе нетрах знойдзены нафта, калiйныя i каменныя солi, торф, глiна, гранiт, сланцы, руды, золата... Вялікае значэнне для Беларусі маюць запасы калійных солей. Па запасах і здабычы гэтай каштоўнай хімічнай сыравіны Беларусь уваходзіць у першую пяцёрку краін свету.

Мая Беларусь... Гэта — зубры ý Белавежскай пушчы. Гэта — бабры, мядзведзi ý Бярэзiнскiм запаведнiку. Гэта — ласi i дзiкi ý Налiбоцкай пушчы. Гэта — векавыя дубы, лiпы, клёны, вербы, сасновыя бары, бярозавыя гаi, духмяныя лугi... Куды б нi паехаý, цябе сустракаюць непаýторныя краявiды.

 

свернуть

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ