Родителям

Памятка об ответственности родителей за оставление своих несовершеннолетних детей без присмотра

26.07.2023

     За последнее время увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними.

      Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в статье 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в то числе в судах, без специального полномочия. 

     Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 159 Уголовного Кодекса Республики Беларусь. ЗНАЙТЕ! Согласно части 2 статьи 159 Уголовного Кодекса Республики Беларусь "Оставление в опасности" - заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, - наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

     Напоминаем, что ответственность родителей за детей обуславливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и психическом здоровье, а также нравственном развитии. Согласно статьи 159 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, за оставление в опасности детей предусмотрена уголовная ответственность с лишением свободы сроком до 3-х лет.

      Статья 159. Оставление в опасности.

     1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни и здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи  наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

     2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, - наказывается арестом или ограничением свободы сроком до двух лет.

     3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  • Храните спички и зажигалки в недоступном для детей месте. Научите малышей сообщать вам о случайно найденных ими спичках или зажигалках.
  • Если ребенок проявляет любопытство к огню или играет с огнем, объясните спокойно и твердо, что спички и зажигалки - это предметы, с которыми надо быть осторожными.
  • Объясните ребенку, что во время пожара нельзя прятаться, а нужно немедленно убегать на улицу или балкон и звать на помощь.
свернуть

БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног

Совладать с нею нету мочи,

Ну а к Вам подойдет сынок

Или ручки протянет дочка.

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите.

Это счастье! Короткий миг,

Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают как снег весной,

Промелькнут дни златые эти,

И покинут очаг родной

Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом

С фотографиями детства,

С грутью вспомните о былом,

О тех дня, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть

В это время опять вернуться,

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливей всех,

Берегите ж, пожалуйста, детство!

 

свернуть

7 советов как вырастить неиспорченного и благодарного ребенка

17.01.2023

      Каждый любящий родитель хочет вырастить ребенка, который будет готов к взрослой жизни. Многие родители считают, что хорошее образование, это и есть подготовка к самостоятельной жизни и бросают все силы на образование и репетиторов. Конечно, это полезно и пригодится ребенку в дальнейшем, но будет ли этого достаточно для того, чтобы он вырос неиспорченным.

     Воспитание - это не конкурс популярности! Будет много случаев, когда вам придется делать выбор, и он не всегда будет по душе вашему ребенку. Но, если вы приняли решение, следуйте ему до конца.

     Испорченные дети, к сожалению, это не гены, как оправдывают себя многие родители, а дело рук их самих. Поймите одну важную вещь: Вы ответственны за своего ребенка, а он, в свою очередь, нуждается в вас, чтобы вырасти добрым, заботливым, ответственным и внимательным к другим людям. Обязательно нужно помнить, что заботливые и отзывчивые дети не получаются случайно, это заслуга их родителей. Дети - это отражение родителей. Самое главное, родители не должны забывать, что они пример для своих детей.

     1. Любовь, обозначенная границами. Воспитание детей - это баланс двух крайностей: любовь и границы дозволенного, нежность и строгость, щедрость и отказ. Каждый день родителям нужно задавать себе один вопрос: "Если сегодня можно научить ребенка чему-то одному, то что бы это могло быть?". И обязательно проверить, будет ли совпадать ответ на заданный вопрос с целями в воспитании. А вечером необходимо проанализировать вопрос: "Чему научился малыш за день?".

     2. Перестать опекать. Многие родители часто заблуждаются думая, что если ребенок счастлив, то это хорошее воспитание. Хорошее воспитание - это учить его справляться с проблемами и неприятностями. Родители стараются оградить ребенка от проблем и это неправильно, так ваше чадо никогда не научится правильно оценивать критические ситуации. Он не сможет справиться с трудностями в жизни самостоятельно. Родителям нужно перестать опекать детей и давать им возможность самостоятельно исправлять свои ошибки, пока они не серьезные.

     3. Учить сопереживать. Родителям необходимо учить ребенка не ставить себя на первый план, а уметь учитывать мнение других, особенно родных людей. У маленького человека, уже умеющего сопереживать и видеть происходящюу ситуацию глазами другого человека, развиваются такие черты характера, как доброта и бескорыстие.

     4. Развивать финансовую ответственность. Одной из важных задач родителей - это учить свое чадо рассчитывать только на себя. Им не нужно ждать вечных подарков от родителей, а распоряжаться своими финансовыми вопросами самостоятельно. Если у родителей есть ощущение того, что стали спонсором для своего ребенка, необходимо прекратить их баловать в материальном плане. Он должен научиться понимать слово "нет".

    5. Говорить слово "нет". Родители не должны потакать ребенку и удовлетворять все его желания. Это не поможет понять ему одну простую истину: не всегда в жизни все идет по плану и так, как ему хочется. Обязательно нужно говорить ребенку "нет" и не испытывать при этом вину, когда ему придется в чем-то отказать. В будущем дети будут благодарить своих родителей за такое воспитание.

    6. Не быть потребителем. Научить детей понимать, что они могут изменить свою жизнь просто помогая другим и что-то для них делать. Многие дети об этом ничего не знают. Щедрые дети растут не только менее эгоистичными и умеют ценить людей, но и, главное, более успешны в жизни. Чтобы дети не росли эгоистами, взрослым нужно учить их помогать людям, не прося что-то взамен.

     7. Заменить слово "Я" на "Мы". Многие дети уверены, что мир крутится вокруг них, их беспокоят только свои хотелки. Нельзя позволять детям зацикливаться только на себе. Родителям нужно разговаривать с детьми в таком русле: "Пойдем спросим Дашу, чтобы она хотела сделать?", "Спроси у Вани, во что бы ему хотелось поиграть?", "Давай поможем маме приготовить ужин". Родителям нужно стараться делать акцент на слово "Мы".

     Воспитание очень тяжелый труд. И родителям часто придется делать выбор, который не всегда будет по душе вашему чаду. Но какое бы решение не приняли родители, необходимо следовать ему до конца. Родители несут ответственность за своего ребенка, и каким он вырастет будет зависеть только от них!

 

 

свернуть

ЭТИКЕТ ДЛЯ СЫНА И ДОЧКИ (советы родителям)

 

 

Этикет — это вовсе не реверансы и выбор правильной ложки для супа. Это искусство быть вежливым и внимательным, которые должен знать каждый, взрослый и ребёнок.

Этикет – это свод норм и правил, регулирующих поведение людей в обществе или отдельно взятой социальной группе.

Многие взрослые и дети ошибочно считают, что этикет — это исключительно правила хорошего поведения за столом и в общественных местах. На самом деле соблюдать нормы этикета нужно, к примеру, и в процессе общения с людьми. Ребенок должен научиться быть вежливым и уважительным по отношению к окружающим — благодарить, помогать, делать комплименты, сочувствовать. В дошкольном возрасте детям достаточно освоить самые простые правила этикета.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Соблюдать правила речевого этикета необходимо не только с членами своей семьи, но вообще со всеми детьми и взрослыми, не обязательно только со знакомыми. Взрослые должны подавать пример детям и также соблюдать правила общения:

  • здороваться с родными утром, желать спокойной ночи перед отходом ко сну;
  • здороваться со знакомыми на улице и в гостях, а после – прощаться с ними;
  • здороваться с соседями, даже если вы лично не знакомы;
  • употреблять слова «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините»;
  • к чужим людям обращаться на «Вы»;
  • не оскорблять, не дразнить других детей, не ябедничать, не провоцировать;
  • извиняться, если сделал пакость;
  • говорить «разрешите вас перебить», если нужно обратиться к одному из говорящих.

СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ

Приучать малыша к правилам поведения за столом следует с малых лет, а по мере взросления требования к ребенку будут расти. То, как ведет себя ребенок за столом, создает главное представление о его воспитанности, чистоплотности и уважении к такому семейному ритуалу, как прием пищи.

За трапезой необходимо соблюдать столовый этикет:

  • кушать нужно только в отведенном для этого месте (кухне или столовой);
  • во время семейной трапезы пользоваться столовыми приборами, это касается и маленьких детей (пресекать размазывание еды пальцами по тарелке);
  • кушать нужно из своей тарелки, не комментировать содержимое чужой;
  • не набрасываться на еду, если собрались не все члены семьи;
  • не болтать с набитым ртом, помнить правило «когда я ем, я глух и нем»;
  • жевать с закрытым ртом;
  • не играть с едой, не баловаться напитком (не расплескивать чай, воду, не пить громко сок через трубочку);
  • неприлично высказывать свое негативное мнение о еде («фу, ну и гадость», «я не буду это есть»);
  • неприлично класть локти на стол, толкаться;
  • некрасиво тянуться через весь стол, нужно попросить рядом сидящего человека передать что-то;
  • нельзя ковыряться во рту за столом;
  • нужно пользоваться салфеткой или полотенцем, уметь попросить чистую салфетку;
  • брать с тарелки тот кусок хлеба (кусок пирога, бутерброд, фрукт), который ближе, а не выбирать тот, что больше или красивее;
  • тем более неприлично взять кусок с общей тарелки, подержать и положить обратно;
  • перед тем как выйти из-за стола, нужно подождать, пока все члены семьи закончат трапезу, либо попросить разрешения выйти у взрослых;
  • нельзя взять тарелку с едой и пойти к телевизору или в другую комнату.

ГОСТЕВОЙ ЭТИКЕТ

В гостях нужно вести себя спокойно, проявлять уважение к хозяевам дома и соблюдать правила:

  • не приходить с пустыми руками (принести какое-то угощение, даже символическое);
  • не напрашиваться на чай без приглашения;
  • всегда здороваться с хозяевами дома;
  • нельзя ходить по комнатам без разрешения и трогать чужие вещи на полках, внутри шкафов;
  • категорически запрещается прыгать по кроватям, дивану, креслам, даже если хозяйский ребенок это делает;
  • не устраивать истерики, не требовать чего-то от хозяев квартиры;
  • соблюдать чистоту, выбрасывать за собой мусор (обертки от конфет, пачку из-под сока), собирать после себя игрушки;
  • спокойно собираться и уходить, когда придет время, не требовать играть еще;
  • обязательно сказать «спасибо» за гостеприимство и угощение, попрощаться с хозяевами дома.

СЕМЕЙНЫЙ ЭТИКЕТ

Правила поведения в каждой семье устанавливаются индивидуально, но есть общие для всех – уважение и взаимопонимание.

Общаясь с членами семьи, нужно придерживаться следующих правил:

  • к старшим родственникам нужно обращаться уважительно, не грубить, не дерзить, не подрывать авторитет главы семьи;
  • ругаться, кричать на членов семьи нельзя;
  • если нужно попасть в комнату к родителям (или другим родственникам), следует обязательно постучаться;
  • ябедничать или «докладывать» на брата или сестру как минимум некрасиво;
  • важно уважать труд членов семьи, будь то готовка еды, уборка по дому или совместные игры.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ

Если дома о воспитанности ребенка могут судить только члены семьи, то на улице все огрехи воспитания бросаются в глаза. Чтобы вам не пришлось неловко краснеть и смущенно уводить малыша подальше, научите его следующим правилам:

  • для мусора существует урна;
  • запрещено ходить по газонам, рвать цветы с клумб;
  • неприлично показывать на людей пальцем и вслух обсуждать их внешность;
  • нельзя перебегать дорогу, когда и где вздумается, если по ней ездят машины;
  • нельзя навязчиво рассказывать какие-то личные сведения незнакомым людям;
  • запрещено уходить с того места, где родитель оставил ребенка ждать его, или где они условились встретиться;
  • нельзя на прогулке убегать далеко вперед от родителей или прятаться в оживленных местах;
  • двигаясь по тротуару, нужно идти по правой стороне (аналогия с полосами движения для машин);
  • не останавливаться посреди тротуара, чтобы завязать шнурок или поболтать со знакомым, – нужно отойти в сторону.

ПОВЕДЕНИЕ В ТРАНСПОРТЕ

Рано или поздно вам с ребенком придется поехать куда-то на общественном транспорте, поэтому заранее проинструктируйте маленького пассажира о том, как вести себя в автобусе, электричке, поезде, самолете:

  • в автобусе уступать место пожилым людям (если ребенок еще мал, то объяснить, что сейчас ему нужно сидеть для его же безопасности, а место бабушке уступит другой человек);
  • предлагать место беременным женщинам (когда ребенок уже знает такое понятие);
  • в поезде дальнего следования нельзя бегать по вагону, стучаться в чужие купе;
  • не кричать, не стучать по стене купе поезда;
  • в самолете нельзя вставать с места, если это временно запрещено, громко кричать, толкать ногами впереди стоящее кресло;
  • в любом виде транспорта неприлично пачкать ногами впереди сидящего человека или толкать грязной обувью спинку кресла;
  • запрещается кричать, громко смеяться, петь песни.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТЕАТРЕ, ЦИРКЕ ИЛИ НА ДРУГОМ КУЛЬТУРНОМ МЕРОПРИЯТИИ

Родители имеют возможность знакомить детей с культурной жизнью уже с малых лет – театры, музеи и другие заведения сейчас доступны почти с рождения. Поэтому перед посещением подобных мест нужно объяснить ребенку, как себя вести:

  • не опаздывать на представление, а прибыть с запасом времени, чтобы сдать верхнюю одежду, посетить уборную, если нужно;
  • прийти в зал раньше, чем начнется программа, чтобы занять свое место и не беспокоить соседей;
  • если вы все же опоздали, продвигаться к своему месту по ряду нужно лицом, при этом извиниться за доставленное неудобство;
  • не хрустеть едой, не шуметь напитком во время представления или киносеанса;
  • не разговаривать во время сеанса, не отвечать на звонки по телефону, поставить устройство на беззвучный режим.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Есть вещи, которые недопустимы в любом месте, в любом коллективе:

  • чесаться, ковырять в зубах, ушах, носу на людях;
  • лезть впереди других при проходе через дверь, например, в магазине;
  • кричать, бегать, хлопать дверями;
  • грубить, недоброжелательно отвечать на вопросы;
  • кашлять, не прикрывая рот, и отрыгивать, не извиняясь;
  • кричать в общественном транспорте;
  • бегать и наступать на ноги;
  • шаркать ногами при ходьбе;
  • жевать жвачку, не прикрывая рот, громко чавкать на людях.

 

 

 

свернуть

Дети и кмопьютер

     Компьютер - венец человеческой мысли ХХ века, на него возлагаются надежды на грядущие успехи человечества. Когда родители позволяют ребенку пользоваться компьютером, они должны учитывать следующее.

     Работа на компьютере может принести большую пользу в процессе обучения ребенка. В компьютере информация подается динамично, красочно, текст сочетается с картинками и графиками, используется мультипликация, происходит воздействие цвета и звука, задействуется много ассоциативных связей. Все это положительно влияет на эмоциональную и волевую сферы психики ребенка, стимулирует подвижность высшей нервной деятельности, развивает внимание и точность. Мозг освобождается от рутиной работы, которая отнимает много времени и за счет этого творческий процесс интенсифицируется.

     Логические и стратегические игры, использующие национальный колорит, истоические события способствуют развитию творческих способностей, использованию стратегического и тактического мышления, знакомят с традициями различных народов и разными культурами.

     Еще один из положительных аспектов, связанных с использованием компьютера в процессе обучения, - это изменение отношения к своим ошибкам. На бессознательном уровне у человека существует желание избегать ошибок, а при наличии негативного опыта в прошлом, связанного с совершением ошибок, - и страх перед ошибкой. Вместе с тем, страх совершить ошибку парализует творчество, стремление осваивать новое. Найдя какие-то стандартные решения, ребенок перестает искать новые варианты, так как ошибки сопровождаются негативными эмоциями.

     В условиях общения с компьютером ошибки легко исправляются и вообще начинают выполнять свою основную положительную функцию - они не дают сбиться с правильного пути. Именно так относятся к ошибкам творчески одаренные и целеустремленные натуры. В реальности быстро провести коррекцию ошибки часто не удается, потому что последствия совершаемых ошибок проявляются через большие отрезки времени. Компьютер же организует быст рый контакт со своими ошибками, и в этих условиях они не несут унизительные последствия.

     Однако отрицательным моментом здесь является то, что, привыкнув к легкости в исправлении ошибок в работе с компьютером, ребенок может перенести эту привычку в полной мере на жизнь и приобретет склонность необоснованно рисковать и вести себя безответственно.

     При игре на компьютере происходит настолько сильная концентрация внимания человека на действии, происходящем на экране, что развивается своеобразный транс и теряется ощущение реального времени. Возникает проблема "зависания в компьютере", когда ребенок по нескольку часов не может оторваться от экрана. При частом повторении подобных ситуаций возникает угроза возникновения компьютерной зависимости.

     Если используются инзкопробные игры, сюжеты которых включают только погони и убийства, где в роли жертв выступают люди, то может резко снизиться психологический барьер на подобные поступки. В виртуальном мире существует виртуальная ответственность. Когда подобные игры используются часто и подолгу, такое отношение к насилию становится бессознательным и может резко снизить ответственность ребенка при совершении каких-то проступков в реальном мире.

     Для нормального психического и социального развития ребенку необходим опыт общения с людьми: это является основой понимания других людей, себя, своего места в мире и самого мира. Общение должно быть достаточно длительным и разнообразным. Общение для психики - то же самое, что питание для тела. Все мы знаем, что для нормального развития организму нужны жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. Психика же нуждается в реальном общении с людьми разного пола и возраста, разных социальных групп и национальностей. Много ли калорий и витаминов получит голодный человек, посмотрев "вкусную" передачу? В таком же положении оказывается психика ребенка, чьим единственным другом является компьютер.

     При работе на компьютере обязательно должны соблюдаться санитарные нормы, иначе вред от компьютера  превысит пользу. При длительной работе перед монитором нагрузку испытывают зрение, позвоночник, некоторые группы мышц спины, мышцы рук, происходит переутомление, а при многочасовой работе - и истощение нервной системы.

      Для того, чтобы избежать этих негативных последствий, необходимо делать перерыв на 10-15 минут через каждые 45 минут (для старшеклассников), а для младших школьников время работы на компьютере не должно превышать 30-40 минут.

     Так же, как родители заботятся о качестве и достаточном количестве питания ребенка, им следует заботиться о качестве и количестве потребляемой ребенком "компьютерной продукции"; приучить ребенка с детства к обучающим и развивающим играм, не допускать использования низкопробных игр и следить за временем, которое ребенок проводит за компьютером.

свернуть

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы

     Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологических настрой на весь день.

     Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.

     Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте её. Совместные прогулки - это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

     Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: "Что ты сегодня кушал?" - лучше задайте нейтральные вопросы: "Что было интересного в садике?", "Чем занимался?", "Как твои успехи?" и т.п.

     Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

     Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общдения окрики, грубые интонации.

     Создавайте в семье атмосферу радости, любви и уважения! 

свернуть

Права и обязанности родителей