Виртуальный методический кабинет

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

​1. Сделайте всё возможное, чтобы жизнь ребенка в дошкольные годы была счастливой, а детский сад, где мы встречаем его, - радостным, светлым, теплым.

2. Помните: главная наша задача - охрана, защита и укрепление здоровья ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни.

3. Обеспечение полноценного своевременного разностороннего психического развития ребенка должно лежать в основе вашей педагогической деятельности.

4. Воспитывая детей, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность, на характерные особенности физического и психического развития детей данного возраста.

5. Ориентируйте программу и методики обучения, воспитания на конкретного ребенка с его интересами, потребностями, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.

6. Не забывайте, что ребенок развивается в активной деятельности и общении. Создание благоприятных условий для специфически "детских видов деятельности" - важное условие.

7. Постоянно обращайте внимание на обспечение эмоционального благополучия воспитанника, на формирование у каждого из них гуманных взаимоотношений с окружающими его людьми.

8. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения, учитывая проявление индивидуальности каждым ребенком.

9. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.

10. Широко обращайтесь к народной педагогике, народным традициям, фольклору. Приобщайте детей к национальной и общечеловеческой культуре.

11. Помните важный принцип: мы изучаем ребенка, чтобы его воспитывать.

12. Воспитать счастливых и здоровых детей вы можете только в тесном союзе с семьями воспитанников.

13. Вся ваша работа должна быть направлена на "охрану детства". Дошкольное детство должно рассматриваться вами как самоценный период в развитии ребенка.

Дидактические игры по основам безопасности жизнедеятельности

Игра "Где прячется опасность"

Задачи: закрепилять у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, ситуациях, расширять знания об основах безопасности жизнедеятельности; развивать внимание, умение рассуждать, делать выводы.

Материалы: макет телевизора, "кинопленка" (картинки на пожарную тематику, скрепленные мужду собой).

Ход игры

     Ведущий "включает" телевизор, предлагает посмотреть передачу на тему "Где прячется опасность?". Озвучивается проблемная ситуация: в телевизоре пропал звук. Дети должны рассказать о сюжете, изображенном на кадре, озвучить правило безопасности (например, ребенок играет со спичками - спички детям не игрушка, может возникнуть пожар). Примерные варианты изображений на кадрах: ребенок с ножницами в руках заглядвает в розетку; дети не потушили костер в лесу и т.п. Выигрывает тот, кто больше кадров "озвучит".

 

Игра "Опасные предметы дома"

Задачи: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими; формировать навыки осознанного использования знаний пожарной безопасности в повседневной жизни, развивать внимание.

Материалы: картинки с изображением предметов на пожарную тематику (спички, электроприборы, зажигалка и т.д.)

Ход игры

     Ведущий. Ребята, вы уже большие. Кого из вас родители оставляли дома одних? Какие опасности ждут вас дома? (Ответы детей)

     Мы сейчас попробуем определить, какие предметы в доме можно считать опасными. Отгадайте загадки о домашних предметах и подумайте, чем они могут быть опасными. Вам в помощь даются картинки с изображением предмета, о котором вы должны будете рассказать.

  1. Он один на всем свете

        Очень рад пыль встретить. (Пылесос)

    2. Плывет параход

        То назад, то вперед,

        А вокруг такая гладь,

        Ни морщинки не видать. (Утюг)

    3. На столе, в колпаке

        Да в стеклянном пузырьке

        Поселился дружок,

        Развеселый огонек. (Настольная лампа)

Игра "Спасатель"

Задачи: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, работе спасателя; формировать представление о значимости правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья.

Материалы: картинки на пожарную тематику.

Ход игры

     Ведущий беседует с детьми о тяжелой и опасной работе спасателей. Обращает внимание детей на то, что спасатели не только тушат пожары, но и рассказывают людям, что нужно делать, чтобы не произошел пожар. Предлагаем детям побыть в роли спасателей, т.е. рассказать о том, что нарисовано на картинке и почему нельзя этого делать.

1. Девочки зажигают спички.

     Если младшие сестрички

     Зажигают в доме спички.

     Что ты должен препринять?

     Сразу спички отобрать.

     Всем ребятам знать пора:

     Спички - это не игра.

2. Белье сушится над газовой плитой.

     Не суши белье над газом -

     Все сгорит единым разом.

3. Оставленная без присмотра печь.

     Когда без присмотра оставлена печь,

     Один уголек может дом целый сжечь.

4. Включенный утюг.

     Чтобы он не стал врагом,

      Будь осторожен с утюгом.

5. Дети поджигают сухую траву, листья.

     Возле дома и сарая

     Поджигать траву не смей:

     Может быть беда большая

     Для построек и людей.

Игра "Цветик-семицветик"

Задачи: систематизировать и закрепить знания о причинах возникновения и средствах тушения пожаров; формировать умения классифицировать предметы, самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материалы: круги синего и красного цвета, лепестки с наклеенными предметами (на одних лепестках предметы, которые могут стать причиной возникновения пожаров, на других - предметы, которые являются средствами тушения пожара).

Ход игры

     Ведущий беседут с детьми об опасностях, которые подстерегают их везде: на воде, на дороге, в лесу, дома, у огня. Подробно беседуют об огне, пожаре. Предлагает поиграть в игру "Цветик-семицветик".

     Необходимо собрать два цветика-семицветика, лепестки которых опали и перепутались. К синему кругу положить лепестки с изображением предметов, которые являются средствами тушения пожара, к красному - лепестки с изображением предметов, которые могут стать причиной возникновения пожара. Побеждает тот, кто больше всех соберет правильных лепестков и объяснит свой выбор.

Игра "Черный ящик"

Задачи: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, предметах, которые могут стать причинами возникновения пожара, средствах тушения пожара, формировать навыки осознанного использования полученных знаний в повседневной жизни.

Материалы: предметы, которые могут стать причинами пожара (коробок спичек, зажигалка, свечка, бенгальский огонь и т.д.); средства тушения пожара (огнетушитель, вода, песок и т.д.); черный ящик.

Ход игры

     Ведущий беседует с детьми о телепередаче "Поле чудес". Обращает внимание на черный ящик, выясняет знания детей о назначении данного предмета в вышеуказанной игре. Затем предлагает угадать, что лежит в черном ящике. В ящик кладутся предметы, которые могут стать причиной возникновения пожара или средством его тушения. Дети могут задавать ведущему вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет".

Предмет металлический? (Нет)

Бумажный? (Да)

Круглый? (Нет)

Прямоугольной формы? (Да)

Красного цвета? (Нет)

С ним можно играть? (Нет)

Он горит? (Да)

Это коробок спичек? (Да)

Выигрывает тот, кто первым угадает, какой предмет лежит в ящике.

Игра "Волшебный кубик"

Задачи: расширить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать умение самостоятельно использовать полученные знания в повседневной жизни.

Материалы: кубик, обклеенный фланелью, набор картинок на пожарную тематику.

Ход игры

Вариант 1. Ведущий прикрепляет на грань кубика картинку, где изображен предмет, который может стать причиной возникновения пожара или средством его тушения. Дети, у которых есть аналогичные предметы, подходят и прикрепляют их на кубик.

Вариант 2. Ведущий прикрепляет на грань кубика картинку, где изображен предмет, который может стать причиной возникновения пожара или средством его тушения. Называет этот предмет, говорит, что он обозначает и подходит к тем детям, у которых есть картинки этой группы.

Вариант 3. Ведущий прикрепляет на грань кубика картинку, где изображен предмет, который может стать причиной возникновения пожара или средством его тушения. дети изучают свои картинки. Те, у кого есть картинки этой группы, рассказывают о них, не называя, что это, а остальные дети отгадывают картинку по описанию.

Игра "Починим комбинезон"

Задачи: расширить знания детей о работе спасателей и пожарной безопасности; развивать внимание; воспитывать уважение к людям этой профессии.

Материалы: силуэты комбинезонов с "дырками", наборы геометрических фигур.

Ход игры

     Ведущий беседует с детьми о работе спасателя, обращает внимание на комбинезоны, говорит, что при тушении у пожарных прогорели комбинезоны. А им скоро нужно выезжать на пожар. Необходимо "починить" комбинезоны, т.е. найти такие геометрические фигуры, которые по форме похожи на "дырки". Дети выполняют задание. Выигрывает тот, кто первый справится с заданием.

Игра "Кто быстрее наберет номер 101"

Задачи: отрабатывать действия в случае возникновения пожара, расширять знания детей о пожарной безопасности.

Материалы: карточки из бархатной бумаги с наклеенными цифрами из наждачной бумаги от 0 до 9 (несколько экземпляров); косынка.

Ход игры

     Ведущий беседует с детьми о работе спасателей, по какому номеру необходимо вызывать спасателей. Затем предлагает представить, что ночью случился пожар, в доме темно, а нужно срочно вызвать спасателей. С закрытыми глазами, на ощупь, необходимо найти три цифры "1-0-1" и правильно разложить их на столе. Выигрывает тот, кто первый нашел эти цифры и правильно разложил их на столе.

Игра "Кто это сказал?"

Задачи: вспомнить с детьми героев художественных произведений на пожарную тематику.

Материалы: фишки для вознаграждения.

Ход игры

     С детьми проводится беседа об огне, пожаре, правилах пожарной безопасности. Ведущий дает установку на то, что детям будут зачитываться слова героев из художественных произведений. Необходимо угадать героя; назвать произведение и его автора.

     1. Эй пожарные, бегите! Помогите! Помогите! (Кит из стихотворения К.Чуковского "Путаница")

     2. Василий-кот, закрой окно!

         Уже становится темно.

         Две стеариновых свечи

         Зажги для нас в столовой.

         Да разведи огонь в печи... (Кошка из стихотворения С.Маршака "Кошкин дом")

     3. Не зальеш огня слезами,

         Мы водой потушим пламя.

         Будешь жить да поживать.

         Только чур - не поджигать! (Кузьма из стихотворения С.Маршака "Пожар")

     4. Гражданка, я не для укора скажу, когда пожар утих: не оставляйте без надзора хотя б на час детей своих. И если никого нет дома, оставить некому ребят, вы отведите их к знакомым или отдайте в детский сад. Как будто спичка-невеличка, а сколько бед бывает с ней! Бензин и керосин, и спички подальше прячьте от детей. (Пожарный из стихотворения К.Лисовского "Эта книжечка о том, что нельзя шутить с огнем")

 

свернуть

Организация работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности

     Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. Практически каждый человек раз в жизни оказывается в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценить произошедшее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения. Самая незащищенная и уязвимая часть населения - дети. Познавая мир, они интересуются окружающими их предметами и явлениями, которые зачастую могут угрожать их жизни. 

     Цели, задачи и содержание работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности определены учебной программой дошкольного образования: направление "Социально-нравственное и личностное развитие", образовательная область "Ребенок и общество", компоненты программы: "Безпасность жизнедеятельности", "Рукотворный мир".

     В рамках решения актуальных задач по обеспечению качества дошкольного образования с целью формирования образовательного пространства, обеспечивающего безопасность жизнедеятельности каждого воспитанника, педагоги учреждения дошкольного образования в основу своей работы с детьми должны поставить паритетное взаимодействие с семьей. Наряду с родителями и педагогами учреждения дошкольного образования в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста должны принимать участие различные ведомственные структуры. Ведь правила, усвоенные в детстве, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

     Процесс обучения малышей ОБЖ довольно длительный и трудоемкий. Важно помнить, что только преподнесение материала с учетом возрастных особенностей детей и систематическая работа в этом направлении могут дать желаемый результат. Чтобы обучение было действенным, приносило пользу и не провоцировало детей на опасные игры и действия, необходимо учитывать следующие рекомендации:

  1. Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление; словесно-логическое мышление начинает формироваться с 5 лет. В силу этого словесное объяснение правил детьми воспринимается гораздо хуже, поэтому при проведении занятий (бесед) необходимо применять средства наглядности (плакаты, картинки). При рассматривании иллюстраций необходимо побуждать детей высказывать свое отношение к увиденному, учить давать оценку, делать правильные выводы. В ходе беседы нужно знакомить детей с причинами пожаров и другими чрезвычайными ситуациями; рассказывать о том, к каким последствиям они приводят, и тем самым вызывать у воспитанников чувство эмпатии к попавшим в беду; формировать бережное отношение к игрушкам и имуществу, которые могут сгореть в огне. В тоже время нельзя запугивать детей страшными картинами последствий пожаров. Текст беседы должен быть понятным и простым, нужно избегать сложных формулировок и непонятных слов.
  2.  Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, поэтому она является одним из самых эффективных средств обучения основам безопасности жизнедеятельности. В практике работы с детьми по формированию культуры безопасности жизнедеятельности целесообразно использовать разные виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные. Разнообразные по форме и содержанию игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая освоение социального опыта взрослых: знаний, умений и навыков, способов и правил поведения, моральных норм, оценок и суждений.
  3. Не менее эффективным средством обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности может стать художественное слово. При подготовке бесед с детьми рекомендуется использовать тексты сказок, небольших рассказов, стихов, загадок, поговорки. Они активизируют детскую память, внимание, мышление.

   Необходимо помнить, что, чем выразительнее взрослым преподносится текст художественного произведения, тем отчетливее возникают образы в детском воображении. Особенное нравятся детям сказки, которые позволяют организовать их обучение правилам безопасности вместе со сказочными героями. Сказку желательно рассказывать, а не читать. Такая передача текста поможет усилить эмоциональное воздействие, будет содействовать лучшему восприятию его содержания и пониманию смысла. При ознакомлении дошкольников с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, после прослушивания сказки желательно провести с ними беседу, чтобы они более глубоко осознали и поняли основную идею произведения. Взрослому необходимо заранее продумать вопросы. Они должны быть лаконичными, конкретными и должны сосредотачивать внимание дошкольников на главном.

     4. В работе с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности необходимо учитывать особенности их психического развития на каждом возрастном этапе. В связи с эим основными методами работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 3-х лет являются рассматривание картинок, иллюстраций, беседы, чтение стихотворений и сказок, показ инсценировок, во время которых дети учатся понимать слово "опасность". Все это поможет научить их быть осторожными в необходимых условиях, привить им первичные навыки безопасности (нельзя подходить к огню и играть со спичками, купаться в водоемах без сопровождения взрослых и т.д.).

     Дети 4-5 лет начинают делать первые самостоятельные выводы, исследуют предметы, наблюдают доступные их пониманию явления, выделяют признаки, сравнивают, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи. С расширением области самостоятельной деятельности детей увеличивается и степень риска. Ребенок все чаще проявляет инициативу в своих действиях, его игры становятся творческими. Он берет на себя роль взрослых, подражает им играя. Основными методами работы с детьми данного возраста являются чтение художественной литературы, рассматривание картинок и иллюстраций, показ инсценировок с помощью игрушек, беседы, игры.

     В систему работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности следует включать:

  • занятия, беседы с детьми с использованием наглядности, сказочных героев;
  • экскурсии в пожарную аварийно-спасательную часть;
  • видеофильмы, мультфильмы по ОБЖ;
  • художественные произведения, стихи; музыкальные произведения;
  • конкурсы;
  • спортивные развлечения, праздники;
  • игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические);
  • специальные ситуации для отработки правильных действий.

 

 

свернуть

Культура речи педагога (памятка)

      Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Речь человека - его визитная карточка, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессональной деятельности.

     Речь педагога, работающего с детьми дошкольного возраста - это показатель его профессиональной подготовленности.

    Речевой этикет - это система специфических языковых навыков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых и доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуацией.

     К речи педагога предъявляются следующие требования:

     1. Правильно произносить все звуки родного языка.

     2. Четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе (т.е. иметь хорошую дикцию). Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание.

   3. Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм. Орфоэпия - правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями-справочниками.

     4. Использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы).

     В общении с детьми пользуйтесь речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости (ускоренный темп речи очень затрудняет понимание речи детьми, а слишком медленный - снижает интерес к содержанию высказывания). Голос - профессиональный инструмент воспитателя. Характерная ошибка многих педагогов - стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А "секрет" для установления здоровой тишины прост: разговаривайте с детьми голосом умеренной силы, иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делайте переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Голос не должен вызывать неприятных ощущений. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды, - это утомляет и взрослого, и детей. Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.

     5. Связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития.

     6. В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них.

     7. Побуквенное произношение слов, когда слова произносятся так, как и пишутся.

     8. Употреблять в речи слова, которые доступны и понятны детям. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. В результате у дошкольника накапливается соответствующий словарь, расширяется круг представлений, что создает возможность свободно общаться со взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения и т.д.

     9. Недопустимо использование в речи слов-паразитов (это слова-связки, такие как: "вот", "ну", "так сказать", "короче"), диалектных и жаргонных слов.

     10. Использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

свернуть

ДЕТЯМ О НАЛОГАХ

Памятка по организации подвижных игр

Безопасная организация подвижных игр

      Подвижные игры способствуют физическому развитию ребенка, укрепляют его мышцы, усиливают быстроту реакции и ловкость, благоприятно сказываются на здоровье ребенка. Перед началом подвижной игры хорошо продумайте место ее проведения. Оно должно быть безопасное и удобное.

     Начните с постановки игровой задачи. Постарайтесь преподнести ее в игровой, шуточной форме, заинтересовать детей: нарисуйте яркую картину предстоящего действия. Четко и доступно объясните правила, уделите особое внимание ключевым моментам игры. Играйте вместе с детьми, будьте активны, следите за соблюдением правил и аккуратно корректируйте поведение детей. Если нарушаются правила, приостановите игру и укажите, в чем допущена ошибка.

     Во время игры подбадривайте детей: хвалите побеждающих и поддерживайте, водзадоривайте проигрывающих. Если интерес к игре затухает, попробуйте усложнить или упростить правила.

Организация подвижных игр

  1. Воспитатель должен знать наизусть ход и правила игры.
  2. Игры должны быть доступны детям, подбираться в соответствии с программными требованиями и возрастом детей.
  3. Вовлекать детей в игру следует яркими атрибутами, игрушками, зазывалками, считалками, стихами и т.д.
  4. Следует подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, быт, т радиции разных народов.
  5. Обучение подвижным играм должно представлять организованную систему (начинать нужно с простых некомандных игр, где главную роль берет на себя воспитатель).
  6. Переходить от простых игр к сложным следует постепенно, не дожидаясь пока дети потеряют интерес уже к знакомым играм.
  7. Важно следить за дозировкой физической нагрузки.
  8. В играх следует использовать как можно больше народного фольклора, так как игры имеют огромное значение для развития речи ребенка.
  9. Игры должны быть нарпавлены на развитие творческих способностей детей (продумывание вариантов игр, комбинирование движений).
  10. Закончить игру нужно своевременно, так как затягивание может привести к утомлению играющих.
  11. Сигнал об окончании игры подается, когда дети получили от нее удовольствие.
  12. Не стоит забывать о подведении итогов игры.
свернуть

Педагогический такт в беседе с родителями

       Педагогический такт - важнейшая профессиональная черта воспитателя. Порой взрослые бывают нетактичны, чем наносят вред в первую очередь себе. Причиной отсутствия педагогического такта у некоторых работников учреждений дошкольного образования является низкая педагогическая подготовка, незнание психики личности. Такие воспитатели не могут правильно оценить последствия применяемого ими приема.

     Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями. Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на сегодня  одна из самых сложных проблем. Многие родители думают, что воспитывать их детей должны в детском саду. Родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома - прогулка.

     Организация индивидуальной работы с родителями вызывает небольшие затруднения, для этого важно установить с ними доверительный контакт, найти верный тон разговора.

      Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  • никогда не начинать разговор с родителями, указывая на отрицательные моменты в поведении их ребенка;
  • отметьте сначала положительные факты его;
  • внимательно и терпеливо выслушивайте жалобы родителей, замечания, их сомнения и возражения;
  • если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;
  • желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы;
  • надо вселять в родителей веру в своего ребенка;
  • щадите самолюбие родителей;
  • не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей. 

Алгоритм взаимодействия с семьей

     1 стадия. При первой встрече воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

     2 стадия. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

     3 стадия. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушать мнение родителей об используемых ими методах. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований. 

      4 стадия. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

     5 стадия. Педагог не доменстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер.

     6 стадия. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

Памятка для педагогов по консультации родителей

  1. Сделайте так, чтобы родители чувствовали себя комфортно и непринужденно, сохраняйте деловую манеру общения. Для ободрения используйте короткие фразы, означающие согласие, понимание и побуждающие родителей продолжить повествование. Слова: "Да...", "Понимаю...", "Продолжайте...", "Так...", - приглашают говорить свободно инепринужденно. Они означают: "Продолжайте, я нахожусь с вами и внимательно вас слушаю". Помехами в эффективном взаимодействии служат фразы: "Давайте быстрее...", "Говорите, я слушаю...", "Это кто вам сказал?".
  2. При работе с семьей вы отвечаете за свои знания и технологию доступа к разрешению проблем, а родители отвечают за собственную активность, желание осуществить изменения своего поведения. Четко представляйте границы своей компетентности.
  3. Обращайтесь к членам семьи за помощью и советом. Вам помогут вопросы: "Как раньше вы справлялись с трудностями, что вам помогало?"; "Чего вы еще не делали, чтобы решить проблему?" и т.п. Практически каждая семья знает решение своей проблемы, и вам необходимо помочь семье принять правильное решение.
  4. Ваша задача - помочь семье посмотреть на свои проблемы со стороны, акценитровать и обсудить те ст ороны, которые, будучи источником трудностей, обычно не осознаются и поэтому не контролируются. Используйте специальные задания, упражнения, тесты для раскрытия актуальных и потенциальных возможностей родителей, для того, чтобы помочь им яснее и четче осознать свою проблематику.
  5. Основное внимание в процессе консультирования обращайте на анлиз сложившейся ситуации, особенности ролевого взаимодействия, поиск личностных ресурсов родителей и обсуждение способов разрешения проблем. Осуществляйте с родителями совместный поиск новых шаблонов поведения.
свернуть

Подготовка воспитателя дошкольного образования к занятиям

     Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трех этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.

     Планирование занятий

  • Отобрать программное содержание, наметить методы и приемы, детально продумать ход занятия.
  • Составить план-конспект, который включает в себя:

         - программное содержание (образовательные задачи: обучающие, развивающие, воспитательные);

         - оборудование (наглядный материал: демонстрационный или раздаточный);

         - предварительную работу с детьми (если необходимо);

         - ход занятия и методические приёмы.

      Планировать необходимо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем ее, а применяем с учетом особенностей детей.

     Подготовка оборудования:

  • Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
  • К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее).
  • При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.

     Подготовка детей к занятиям

  • Создавать интерес к предстоящей работе.
  • Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие.
  • Организовать работу дежурных по подготовке к занятию.

     Полезно пополнить свои собственные знания о предмете занятия: прочитать художественный очерк, навести справку у знающих лиц, детально ознакомиться с местом и объектом экскурсии, чтобы быть во всеоружии на занятии, так как дети могут задать такой вопрос, что для простого и понятного ответа на него необходимо самому иметь достаточные знания.

     Тщательная подготовка к занятию придает воспитателю уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей.

Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах

     Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

     Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

     Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит.

     Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3-5 минут.

     В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

     В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

     В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействия педагога на ребенка, но и обратный процесс.

     Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать ("усваивать") все, что сообщает ему педагог. В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

     Педагог должен придумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

     При организаии занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно подумать, как обсуждать детские "версии" не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть "услышанными" взрослым.

     Одной из формы повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизаию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех группах физкультминутки проводятся систематически. Обычно это кратковременные перерывы (1,5 - 2 мин). Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике сипользуют упражнения для мышц спины - потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. С елью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

      В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени,  и по организации.

      В соответствии с примерными режимами дня и времени года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения. В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры-занятия.

     Форма организации детей на занятиях может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

     Эффективность занятия в большей степени зависит от того, насколько эмоционально оно протекает.

     Важным дидактическим принипом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом. В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

     Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

     В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия. Окончение занятий в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей.

свернуть

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания

     Цель родительского собрания: согласование и объединение усилий учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка; повышение педагогической культуры родителей; привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.

     Собрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал. Собрание должно начинаться в установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются придерживаться его. Максимальная продолжительность - 1-1,5 часа (60 минут с родителями и 20 минут с участием детей).

     В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем они хители встречаться, чью консультацию получить). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Обсуждается план совместной работы с родителями на учебный год.

     Проведение родительского собрания т ребует от воспитателей тщательной подготовки, своего рода сценария, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Помощь в подготовке и проведении собрания воспитателю могут в некоторых случаях оказать родительский комитет (если таковой есть) или отдельные активные родители.

     Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей беседы (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование дискуссии и т.д.) и индивидуальной (по запросам родителя). Обычно это консультации с участием нескошльких родителей по интересующим вопросам.

     Основным методом проведения собрания должен стать - диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить мнения и предложения.

     Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Впечатление о человеке складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально (интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т.п.).

     В общении с родителями воспитателю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряженное молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие.

     Готовясь к собранию, воспитатель может заранее попросить родителей заполнить анкеты, которые помогут составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить на родительском собрании.

свернуть

Правила установления контакта с родителями

  •      Используйте улыбку, полуулыбку в общении. Выражение лица должно быть доброжелательным, приветливым.
  • Проявляйте неподдельный интерес к собеседнику. Невербальными средствами общения (взглядом, жестом, позой) и словом демонстрируйте заинтересованность собеседником.
  • Разговорите родителей, затроньте темы понятные, близкие, интересные им. В ходе разговора стимулируйте их к высказываниям с помощью наводящих вопросов.
  •  Используйте прием "поглаживания" при общении. Родители должны чувствовать, что вы уважаете их, считаете интересными собеседниками. Используйте для этого одобряющие слова, подчеркивайте своё согласие там, где ваши мнения совпали ("думаю, вы правы", "я согласна с вами").
  • Обращайте внимание на эмоциональное состояние родителей. В процессе разговора попытайтесь поставить себя на их место (поймите мысли, чувства, настроение, состояние) и в соответствии с этим откорректируйте своё общение.
  • Будьте хорошим слушателем. Дайте возможность выговориться. Если вы не согласны, не прерывайте их - позвольте высказаться до конца. Постарайтесь понять, зачем он это говорит.
  •  Поддерживайте атмосферу психологического комфорта. Используйте контакт глаз. Время от времени обращайтесь к родителям по имени (имени/отчеству). Говорите спокойно, избегайте категоричных, безапеляционных высказываний. Не задевайте того, что дорого (идеалы, ценности, близких людей). Не используйте жёстких отрицательных оценок. Если чувствуете, что возникает напряженность - снимите её добрым словом, взглядом.
  •  Не демонстрируйте своё превосходство. Умейте говорить "нет" не обижая родителей.
  • Воспринимайте родителей воспитанников такими, какие они есть. Терпимо относитесь к их личностным особенностям, взглядам на жизнь. Они имеют на это права.
  • Учитесь не вступать в конфликт. Если возникнет предконфликтная атмосфера, умейте не поддаваться на провокации.
  •  Умейте выйти из конфликта. В конце разговора у вашего собеседника должно повыситься настроение или, по крайней мере, остаться на том же уровне. Если каждый раз после разговора с вами у родителей будет ухудшаться настроение, они станут избегать общения, поскольку с вами будут связаны, главным образом, отрицательные эмоции.
свернуть

Уголок книги в дошкольном учреждении

     Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви художественной литературе играет уголок книги. Книга в жизни ребенка выполняет познавательную, воспитательную, развивающую функции, преподносит ему первые уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания.

     Во всех возрастных группах дошкольного учреждения должен быть оборудован уголок книги - специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или со взрослым выбрать книгу. Встреча со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение ребенка в авторский замысел, помогает ему уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения. В уголке книги происходит личностное общение ребенка с произведением искусства, решается комплекс образовательных задач средствами художественной литературы.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УГОЛКА КНИГИ:

     - расположение его по возможности вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой;

     - обеспечение правильного освещения: естественное (вблизи окна) и искусственное для вечернего времени;

     - целесообразность и удобство, располагающие ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой;

     - эстетичность и функциональность предназначения;

    - учет возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.

           Важно, чтобы каждый ребенок мог иметь возможность выбора книг по интересу, а просмотр книги побуждал его к общению со сверстниками, взрослыми.

           Одним из важных вопросов при оформлении уголка книги является учет принципов отбора литературных произведений для дошкольников: доступность; художествнность; разнообразие; постепенность усложнения; учет национальных и культурных особенностей произведений; учет читательских предпочтений дошкольников; сюжетная занимательность; простота и ясность композиции; близость содержания опыту ребенка.

            Педагоги осуществляют выбор литературных произведений исходя из разных оснований: жанр (загадка, потешка, закличка, дразнилка, пословица, поговорка, небылица, повесть, стихотворение, авторская сказка в стихах, басня и пр.); формальные признаки (верлибр, фигурный стих, стихотворения с ярковыраженной рифмой); тематика (о детях, животных, явлениях окружающей действительности, пейзажная лирика и пр.); настроение и характер (юмористические, занимательные, повествовательные и пр.). Это позволит сформировать у детей широту читательских интересов, избираельность, индивидуальность литературных предпочтений.

     Главный принцип организации уголка книги - удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Из этого принципа вытекает вывод, что нельзя определить точное время нахождения в уголке каждой отдельной книги. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные вещи для себя. Такого рода книги могут и должны долго находиться в уголке, доставляя детям радость ежедневного общения. К иным интерес утрачивается довольно быстро, и, наблюдая стойкое индифферентное отношение, воспитатель может убрать книгу с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем же срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели.

     Содержание уголка книги в разных возрастных группах детского сада должно соответствовать возрасту и уровню развития детей, удовлетворять их интересы и потребности.

     В младших группах воспитатель формирует у детей первый опыт самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там. Сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того, как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). В книжном уголке выставляется, как правило, немного книг (4-5), однако у воспитателя должны быть в запасе дополнительные экземпляры этих же книг, т.к. маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

     Малыши любят подолгу "читать" знакомые книги, воспринимая их как яркое зрелище, театр. Это разглядывание не только помогает осознанию текста, но и вызывает у детей творческое состояние, побуждает к самостоятельному творчеству. Многократно возвращаясь к понравившейся книге, индивидуально и глубоколичностно общаясь с нею, ребенок не только глубже осознает ее содержание, но и испытывает ту большую творческую радость, которую приносит встреча с искусством.

        В уголке книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями. Кроме книг, здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы ("Игрушки", "Домашние животные", тематические выставки: "Сказки Корнея Чуковского", "Осенняя поэзия" и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир.

        Дошкольникам младшего возраста для полного осмысления произведения необходимо наглядно увидеть каждую деталь, каждый сюжетный поворот. Поэтому при оформлении книжного уголка для детей данного возраста особое предпочтение отдается книжкам-картинкам, таким как  "Колобок", "Теремок" с иллюстрациями Ю.А.Васнецова; "Детки в клетке" С.Я.Маршака с рисунками; Е.И.Чарушина; рассказы из "Азбуки" Л.Н.Толстого с рисунками А.Ф.Пахомова. Иллюстрации этих книг шаг за шагом следуют тексту, подробно раскрывая ребенку художественный мир произведения, помогая войти в этот мир, быть соучастником всех событий и приключений, которые происходят с героями. Иллюстрированная книга - это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников - И.Я.Билибина, Ю.А.Васнецова, В.В.Лебедева, В.М.Конашевича, Е.И.Чарушина и других.

         Воспитатель учит детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды. Позже он обратит внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.).

         В средней группе основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой. Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, организовывает починку книг.

           Содержание книжного уголка и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольника книга станвится важной частью духовной жизни, у него  появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие любят сказки, кто-то интересуется букварем и азбукой, а многие мальчики подолгу рассматривают книги о приключениях. Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам в уголок книги необходимо поместить 2-3 сказочных произведения.

      Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребенка. Поэтому в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, обеспечивающие знакомство детей с историей нашей родины, с ее сегоднящней жизнью.

       Ребенка-дошкольника привлекает природа, ее красота, скрытое таинство живого, и в уголке всегда должны находиться 2-3 книги о жизни природы,  животных, растениях. Рассматривая иллюстрацииприродведческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности.

     В книжном уголке определенный период должны находиться издания произведений или иллюстрации, содержание которых совпадает с тематикой занятий, игр. Их рассматривание дает ребенку возможность углубить свои первоначальные представления, внимательнее их рассмотреть.

      Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную спокойную атмосферу эмоциональный комфорт. Веселые книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, А.Л.Барто, М.М.Зощенко, Н.Н.Носова, В.Ю.Драгунского, Э.Н.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносит детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность - способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

     Помимо того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома; "толстые" книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

     Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания, детские журналы. Могут быть и созданные художниками альбомы на определенные темы; книжки-малышки, сставленные детьми вместе с воспитателями или с родителями из отдельных открыток и рисунков о своей семье, природе в разные времена года, труде взрослых и по другим тематикам.

     Воспитатели старших групп устраивают в книжном уголке тематические выставки книг. Цель таких выставок - углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной  ту или иную литературную или общественно важную тему. Это может быть выставка сказок А.С.Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л.Н.Тостого, таметические выставки, посвященные календарным праздникам, и другие. 

     При организации выставки соблюдаются следующие правила:

  • тема выставки обязательно должна быть актуальной и интересной для детей;
  • необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния;
  • выставка должна быть непродолжительной по времени - не более трех-четырех дней, так как далее внимание и интерес дошкольников будет неизбежно снижаться.

     В старшем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны  в выборе книг, умении с ними обращаться, поэтому педагогическое руководство становится более косвенным, корректным. Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную, уютную обстановку для самостоятельного, сосредоточенного общения детей с литературными произведениями, которому так важно научить дошкольников. В то же время необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Общение воспитателя и ребенка в уголке книги носит эмоционально-комфортный и доверительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства.

       Приобщению детей к богатству литературного наследия народа, высокохудожественным доступным литературным произведениям будет также способствовать открытие в учреждении дошкольного образования собственной библиотеки. Библиотека детского сада представляет собой отдельное помещение, оснащенное библиотечными ст еллажами и каталожными ящиками. Библиотечный фонд представлен детской художественной литературой (на центральных стеллажах, в зоне доступа дошкольника) и мет одической литературой по всем образовательным областям учебной программы дошкольного образования, а также другими информационными ресурсами на разлчных электронных носителях. Функциями библиотеки дошкольного учреждения являются:

  • формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов дошкольного учреждения;
  • создание информационной продукции: организация и ведение справочно-библиографического аппарата (алфавитных, систематических каталогов, картотек, электронного каталога), разработка рекомендательных библиографических пособий (списков, обзоров, указателей и др.); библиотечно-информационное обслуживание воспитанников: предоставление литературы, информационных ресурсов на различных носителях; организация обучения первоначальным навыкам пользования библиотечным фондом, инфомационными ресурсами, знакомство с элементарными бибилотечно-библиографическими понятиями; организация выставок, мероприятий, направленных  на развитие общей и читательской культуры личности; библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников;
  • выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов, связанных с воспитанием, развитием и обучением детей; удовлетворение запросов пользователей и информирование о новых поступлениях в библиотеку; библиотечно-информационное обслуживание родителей воспитанников;
  • консультирование по вопросам оргиназции семейного чтения, знакомтсов с информацией по воспитанию детей; предоставление литературы и других информационных ресурсов.

         Руководство и организация деятельности библиотеки осуществляются педагогическим работником дошкольного учреждения (библиотекарь), который организует библиотечно-информационное обслуживание детей, родителей, педагогов. В пределах своей компетенции несет ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, создание необходимых условий для деятельности бибилеотеки. Режим работы библиотеки определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и режимом работы дошкольного учреждения. 

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования

Республики Беларусь к 2012/2013 учебному году

 

свернуть

Роль воспитателя на занятиях физической культурой

     Физкультурные занятия - это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того, чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия руководителя физического воспитания и воспитателя.

     Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью, чтобы были сняты майки и у детей ничего не находилось в руках и во рту. Воспитатель должен организовать детей для занятия. В зал дети должны зайти организованно (в колонне по одному) и пройти на место построения. Воспитатель, как и руководитель по физическому воспитанию несет ответственность за жизнь и здоровье детей; следит за порядком, за соблюдением правил поведения при выполнении упражнений, осуществляет страховку при выполнении детьми сложных упражнений. Должен знать группы здоровья и группы по физкультуре воспитанников, указанные в медицинских картах и справках, предоставленных после болезни, с целью обеспечения индивидуального подхода во время занятия и облегчения (или замены) физической нагрузки.

     Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше освоить программные задачи. При этом его активность на занятии зависит прежде всего от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Воспитатель выполняет всё с самого начала занятия: с входом в зал, построения детей в шеренгу и до его окончания: выход из зала спокойным шагом.

      В средней и старшей группах воспитатель помогает руководителю физического воспитания в перестроении детей, раздаче и сборе спортивного инвентаря.

     Во время выполнения общеразвивающих упражнений и в основных видах движений воспитатель следит за исходным положением и качеством движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет тех, которые верно справились с заданием, применяя самые разнообразные приемы.

    Во время подвижных игр воспитатель следит за детьми, чтобы они правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила.

     Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике и в повседневной жизни детей.

     Ежедневные занятия с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю и руководителю физического воспитания осуществлять физическое развитие всех детей.

     Руководитель физического воспитания консультирует воспитателей, дает необходимые советы, оказывает помощь.

     Особенно содержательная совместная работа с воспитателем и музыкальным руководителем проводится в ходе подготовки к утренней гимнастике, спортивным праздникам, досугам, развлечениям. Учитывая способности каждого воспитателя необходимо распределить роли для сюрпризных моментов праздника, отработать их, подобрать музыкальное сопровождение, песни, танцы.

     Чтобы воспитатель был первым помощником руководителя физвоспитания, с ним надо регулярно взаимодействовать. На консультациях знакомить воспитателей с планом работы, разрабатывать утреннюю гимнастику, обращать внимание на те умения  и навыки, которыми должен овладеть каждый ребенок, вместе обсуждать проведенные занятия, учитывать, кому из детей нужна индивидуальная помощь. А на практических занятиях помогать воспитателям совершенствовать их навыки и умения.

      Постоянная, совместная работа руководителя физвоспитания и воспитателя группы может привести к желаемым результатам в решении задач общего физического воситания дошкольников.

     Примерное распределение обязанностей в ходе занятия

     1 часть. Руководитель физического воспитания - обращает внимание детей на правильность выполнения ходьбы и бега, выполняет бег вместе с детьми. Воспитатель - следит за осанкой детей и за внешними признаками утомления.

      2 часть.

  • ОРУ. Руководитель физического воспитания - объясняет и показывает упражнение, контролирует его правильность выполнения. Воспитатель - следит за правильностью выполнения упражнений, помогает детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает принять исходное положение, исправляет неверно выполненное упражнение.
  • ОД. Руководитель физического воспитания - расставляет инвентарь, объясняет и показывает упражнения детям, контролирует правильность выполнения и обеспечивает страховку, занимается с первой подгруппой. Воспитатель - контролирует правильность выполнения и обеспечивает страховку, вместе с детьми помогает убирать инвентарь, занимается со второй подгруппой.

     Существуют разные способы организации детей во время обучения движениям: фронтальный, групповой, посменный, поточный. Например, при использовании группового способа организации обучения руководитель по физическому воспитанию занимается с одной группой, а воспитатель - с другой. При организации поточного способа - "станционального" (кругового) педагоги делят "станции" между собой и следят на них за качеством выполнения упражнений.

  • Игра. Руководитель физического воспитания - сообщает название игры, объясняет правила, показывает разметку площадки, руководит ходом игры и действиями детей. Воспитатель - на первом этапе разучивания берет на себя роль ловишки, на последующих принимает участие в игре, следит за соблюдением правил и за внешними признаками утомления. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

     3 часть. Руководитель физического воспитания - сообщает название игры, объясняет правила, показывает разметку площадки, руководит ходом игры и действиями детей. Воспитатель - следит за соблюдением правил, следит за осанкой, принимает участие в игре.

     В заключительной части занятия физической культурой при подведении итогов, воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.

     После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки и игры он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок).

 

свернуть

Культура питания

     Первая младшая группа (от 2 до 3 лет). Приучение к здоровому питанию. Поддержка потребности и инициативы не спеша пережевывать пищу, глотать, держать чашку и пить из нее; правильно и самостоятельно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложкой, вилкой, салфеткой).

      Выполнение элементарных поручений ВСЕМИ ДЕТЬМИ: после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол. Также выносят использованные салфетки в специальную емкость, которая находится в моечной на раздаточном столе. Кружки и тарелки не носят. ДЕТИ ЕЩЕ НЕ ДЕЖУРЯТ.

     Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет). Первичные представления о полезности пищи. Умения спокойно садиться за стол и выходить из-за него; правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой; есть аккуратно; не разговаривать, не прожевав и не проглотив пищу; пользоваться салфеткой, благодарить после еды.

     Выполнение элементарных поручений ВСЕМИ ДЕТЬМИ: после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол. Также выносят использованные салфетки в специальную емкость, которая находится в моечной на раздаточном столе. Тарелки не носят! Дети еще не дежурят.

     Средняя группа (от 4 до 5 лет). Представления о профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта; полезности продуктов питания; сервировке стола; принятии пищи только в установленных местах: о том, что нельзя кушать в транспорте, во время прогулки на уличе. Умения выполнять обязанности дежурного по столовой: раздавать второе, третье блюдо, убирать посуду после еды; готовить несложные блюда. ДЕТИ ЕДЯТ ВИЛКАМИ И НОЖАМИ.

     ДЕЖУРНЫЕ выполняют: сервировка стола (с помощью взрослого), раскладывают ложки, вилки, ножи, мелкие тарелки, ставят хлебницы, салфетницы, после еды убирают все на место. Все дети выносят кружки и использованные салфетки в специальную емкость, которая находится в моечной на раздаточном столе.

       Старшая группа (от 5 до 7 лет). Представления о значении рационального питания для здоровья человека. Правила сервировки стола, пользования столовыми приборами; поведения за столом (не кричать, не говорить с набитым ртом, не класть локти на стол, сохранять правильную осанку); необходимости уважительно относиться к труду повара, мамы, других взрослых по приготовлению пищи, благодарить за приготовленные блюда; к хлебу как основе раиона человека и продукту тяжелого труда многих людей. Умения пользоваться столовыми приборами; совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них; связанные непосредственно с приемом пищи: не спешить, не хватать горячую пищу, брать пищу маленькими кусочками, старательно пережевывать, не отвлекаться во время приема пищи, не наклонять тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушать десертной ложкой, косточки сплевывать аккуратно в ложку, хлеб отламывать маленькими кусочками, но не крошить. ДЕТИ ЕДЯТ ВИЛКАМИ И НОЖАМИ. Если компот с сухофруктами - десертная ложка.

     ДЕЖУРНЫЕ выполняют: сервировка стола (самостоятельно), раздавать второе, после еды убирать все на место. Все дети выносят кружки и использованные салфетки в специальную емкость, которая находится в моечной на радаточном столе.

 

свернуть

Хозяйственно-бытовой труд

     Первая младшая группа (от 2 до 3 лет). Представление о процессе уборки игрушек. Умения ставить или класть на место игрушки после игр; выполнять несложные трудовые поручения (поставить стульчик к столу, разложить бумагу и карандаши для занятий).

     ПО ЗАНЯТИЯМ ДЕТИ ДЕЖУРЯТ (с помощью): выполняют несложные трудовые поручения (разложить бумагу и карандаши для занятий).

     Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет). Представление о необходимости поддерживать порядок в групповой комнате и на участке. Умения ставить и класть на место предметы быта, игрушки после игр; протирать детскую и игрушечную мебель; собирать листья, камешки, мусор на участке группы; мыть игрушки совместно со взрослым; выполнять трудовые действия: в соответствии с целью и планом, поставленным взрослым; аккуратно, спокойно, не отвлекаясь; осуществлять контроль за качеством выполняемых действий.

    ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ ДЕТИ ДЕЖУРЯТ (с помощью взрослого): выполняют несложные трудовые поручения (разложить бумагу и карандаши для занятий).

     Средняя группа (от 4 до 5 лет). Представления о значимости хозяйственно-бытового труда в жизни людей (поддержание чистоты, порядка необходимо "для здоровья", "для того, чтобы было приятно находиться в чистом помещении", "чтобы разбросанные игрушки не мешали другим детям" и т.д.). Умения совместно с педагогом поддерживать порядок в групповой комнате и на участке (убирать игрушки, вытирать с них пыль, протирать игрушечную мебель, столы, стулья, подоконники, стены аквариума, мыть горшки для цветов, расчищать дорожки от мусора, снега, перекапывать песок в песочнице); осуществлять простейшие процессы хозяйственно-бытового труда (сервировка стола, уход за предметами и игрушками, мытье игрушечной посуды, вытирание пыли, стирка салфеток и др.) в собственной трудовой деятельности; совместно с педагогом стирать кукольное белье, подклеивать книжки, ремонтировать коробки из-под настольных игр; помогать педагогу в украшении групповой комнате к праздникам; выполнять обязанности дежурного по столовой (раскладывать ложки, вилки, ножи, мелкие тарелки, ставить хлебницы, салфетницы, после еды убирать все на место); с помощью взрослого ставить цель трудовой деятельности, планировать трудовые действия, оценивать результат; выполнять обязанности дежурного по подготовке к занятиям (раскладывать принадлежности для рисования, аппликации, конструирования и др., после занятия убирать все на место); совместно с педагогом приводить в порядок орудия труда, инвентарь; выполнять совместную со сверстниками трудовую деятельность.

     ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ ДЕТИ ДЕЖУРЯТ: раскладывают принадлежности для рисования, аппликации, конструирования и др., после занятия убирают все на место.

     Старшая группа (от 5 до 7 лет). Представление о значимости хозяйственно-бытового труда с точки зрения сохранения здоровья, заботы об окружающих. Умения поддерживать порядок в группе, на участке (вытирать пыль с подоконников, мыть игрушки, строительный материал, собирать мусор на участке, чистить дорожки от снега, перекапывать песок в песочнице, помогать педагогу выносить на прогулку игрушки, инвентарь); под наблюдением педагога ремонтировать книжки, коробки для игр; выполнять обязанности дежурного по столовой (сервировать стол, затем убирать со стола); выполнять обязанности дежурного по подготовке к занятиям (раскладывать принадлежности, после занятий убирать их).

      ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ ДЕТИ ДЕЖУРЯТ: раскладывают принадлежности для рисования, аппликации, конструирования и др., после занятий убирают все на место.

свернуть

Труд в природе

     Первая младшая группа (от 2 до 3лет). Представление о труде взрослого посредством наблюдения (уход за растениями, животными). Умение выполнять элементарные трудовые поручения с помощью взрослого (покормить птичек, рыбок, полить растения).

    ДЕТИ ДЕЖУРЯТ (с помощью взрослого): полить растения.

     Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет). Представление о необходимости выполнения тех или иных трудовых действий по отношению к растениям, животным (элементарные: цветок хочет пить, рыбки проголодались, хомячку в грязной клетке плохо и т.д.). Умения определять необходимость поливки растений по состоянию почвы; вытирать пыль с крупных кожистых листьев комнатных растений; давать корм и воду животным в уголке природы (корм и вода предварительно готовятся педагогом).

     ДЕТИ ДЕЖУРЯТ: вытирают пыль с крупных кожистых листьев комнатных растений; дают корм и воду животным в уголке природы (корм и вода предварительно готовятся педагогом).

     Средняя группа (от 4 до 5 лет). Представления об условиях, необходимых для жизнедеятельности растений (солнечный свет, влага, почва) и животных (температура воздуха в помещении, необходимость определенной пищи, питья, воды (для рыб); правилах посадки семян растений (бобы, фасоль, настурция, тыква, горох, редис, овсе, свекла, репчатый лук, тюльпан, нарцисс, картофель и др.), ухода за растениями (полив, рыхление), в том числе за комнатными растениями; правилах ухода за животными (приготовление кормов, воды, чистка клеток, поддержание в чистоте поилок, аквариума, кормушек). Умения совместно с педагогом осуществлять посев растений: семена крупной и средней величины; с помощью педагога сажать бобы, фасоль, настурцию, тыкву, редис, горох, овес, свеклу, тюльпан, нарцисс, картофель; самостоятельно сажать лук, определяя при помощи условной мерки расстояние и глубину посадки; определять необходимость полива и рыхления почвы растений в уголке природы и на участке, правильно рыхлить растения (у комнатных растений по краям горшка, на участке - между рядами растений, пользуясь ручным рыхлителем); самостоятельно готовить и давать корм и воду животным (коршить, отмерять количество воды при помощи условной мерки); помогать педагогу менять воду в аквариуме, чистить клетки, мыть поилки, кормушки.

     ДЕТИ ДЕЖУРЯТ: правильно рыхлить растения (у комнатных растений по краям горшков, на участке - между рядами растений, пользуясь ручным рыхлителем); самостоятельно готовить и давать корм и воду животным (крошить, отмерять количество воды при помощи условной мерки); помогать педагогу менять воду в аквариуме, чистить клетки, мыть поилки, кормушки.

      Старшая группа (от 5 до 7 лет). Представления об условиях, необходимых для жизнедеятельности растений (солнечный свет, влага, почва) и животных (температура воздуха в помещении, необходимость определенной пищи, питья, воды (для рыб), поддержание чистоты в клетке, аквариуме и др.); способах выполнения видов работ. Умения выполнять обязанности дежурного по уголку природы (поливать растения, кормить животных, своместно со взрослым чистить клетки, аквариум); ухаживать за растениями (перекапывать почву, сеять семена, поливать растения, рыхлить землю, пропалывать грядки, совместно со взрослым собирать урожай); ухаживать за животными (периодически кормить, менять воду, убирать клетки, совместно с педагогом чистить аквариум).

     ДЕТИ ДЕЖУРЯТ: поливать растения, кормить животных, совместно со взрослым чистить аквариум; ухаживать за растениями (поливать растения, рыхлить землю); ухаживать за животными (периодически кормить, менять воду, убирать клетки, совместно с педагогом чистить аквариум).

     

 

свернуть