Образовательные технологии

Что такое "педагогическая технология"?

     Оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств является необходимым, но недостаточным условием.

     Технологизация педагогического процесса призвана помочь отбору методов, средств и форм реализации конкретной цели. Главные вопросы, на которые отвечает технология: как учить, воспитывать, развивать, как создать лучшие условия для познавательной деятельности?

     Чем же методика отличается от технологии?

     Методика - набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная - одним словом изученная и опробованная на практике, она обретает уровень технологии.

     Технология - инструментарий конкретной области деятельности человека (в нашем случае педагогической), совокупность приёмов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо.

     Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Это целостная система (создания, применения и определения всего образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия) ставит своей задачей оптимизацию форм образования, т.е. вывод образования на более качественный уровень.

     Любая технология имеет свою структуру.

     Структуру образовательной технологии составляет:

  • Концептуальная часть - это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  • Содержательная часть - это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • Процессуальная часть - совокупность форм и методов деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению образовательным процессом (усвоением материала), диагностика.

     Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

           Реализация образовательных технологий осуществляется на основе следующих принципов:

   - гуманизации - приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса учреждения дошкольного образования;

   - целостности образа мира, реализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;

   - учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;

   - учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка - соблюдение в организации образовательного процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;

   - комфортности на основе субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе - свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;

   - педагогической поддержки - решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлимыми для конкретного ребенка способами и приемами; основной критерий реализации данного принципа - удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;

   - профессионального сотрудничества и сотворчества - профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

     Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: "Не рядом, не над ним, а вместе!". Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

     В настоящее время взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) учреждения дошкольного образования осуществляется на основе современных образовательных технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, выполнение учебной программы дошкольного образования.

     К числу современных образовательных технологий можно отнести:

           * физкультурно-оздоровительные;

           * проектной деятельности;

           * исследовательской деятельности;

           * информационно-коммуникационные;

           * личностно-ориентированные;

           * игровую; 

           * ТРИЗ;

           * коррекционные и др.

     В основе всех технологий заложена система мер по охране и укреплению здоровья детей, поэтому все технологии, используемые в образовательном процессе учреждения дошкольного образования являются здоровьесберегающими. Многие считают, что здоровьесберегающие технологии - это альтернатива педагогическим технологиям. Понятие "здоровьесберегающая" - это качественная характеристика любой образовательной технологии, когда в ходе получаемого ребенком образования не наносится ущерба его здоровью.

      Все образовательные технологии, разработанные белорусскими авторами и используемые в образовательном процессе учреждения дошкольного образования, являются здоровьесберегающими.

 Современные технологии дошкольного образования, рекомендуемые Министерством образования Республики Беларусь   

  • Глазырина Р.Д. "Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии"
  • Шебеко Н.В. "Педагогическая технология развития творчества дошкольников к двигательной деятельности"
  • Старжинская Н.С. "Технология процесса речевого и лингвистического развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычия"
  • Петрикевич А.А. "Технология процесса воспитания гуманного отноешния к природе"
  • Стреха Е.А. "Технология использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников"
  • Дубинина Д.Н. "Теория процесса художественно-речевого развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья"
  • Горбатова Е.В. "Технология формирования графических умений у детей 5-7 лет"
  • Ходонович Л.С. "Теория процесса музыкально-творческого развития дошкольников"
  • Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. "Теория формирования музыкально-эстетической культуры старших дошкольников средствами белорусского музыкального фольклора"
  • Житко И.В. "Теория алгоритмизации процесса математического развития дошкольников".

 

свернуть

Физкультурно-оздоровительные технологии

     К используемым в практике учреждения дошкольного образования физкультурно-оздоровительным технологиям относятся технологии:

  • Глазыриной Р.Д. "Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии";
  • Базарного В.Ф. "Теория сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения";
  • Боковец Ю.В. "Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста".

     Оздоровительная технология Базарного В.Ф. позволяет обучать, развивать детей и при этом сохранять и укреплять их здоровье. Теория "Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения" В.Ф.Базарного - это строительство образовательного процесса на основе телесной вертикали и зрительно-двигательной поисковой активности в режиме дальнего зрения и расширения "зрительных горизонтов" на основе ситуационно-образного моделирования. Обладает огромными развивающими, обучающими и здоровьесберегающими возможностями. Методы оздоровительной технологии: конторка Базарного; массажные коврики; сенсорные кресты (вертушки); система универсальных символов; бегущие огоньки; сенсорно-координационные тренажеры; природно-экологическое панно.

     В работе с детьми физкультурно-оздоровительные технологии используются при проведении:

  • закаливания;
  • дыхательной гимнастики;
  • гимнастики для глаз;
  • пальчиковой гимнастики;
  • точечного массажа и самомассажа;
  • упражнений по профилактике плоскостопия и формирования правильной осанки;
  • физкультуминуток;
  • релаксаций;
  • динамических пауз;
  • физкультурных занятий;
  • занятий на тренажерах;
  • подвижных игр и элементов спортивных игр и др.
свернуть

Игровые технологии

     Задачи:

  1. Развитие взаимодействия "ребенок-ребенок", "ребенок-родитель", "ребенок - педагог" для обеспечения душевоног благополучия.
  2. Преодоление трудностей в других видах жизнедеятельности.
  3. Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взамиодействия.
  4. Социализация ребенка - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
  5. Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понят ь самого себя.

     Игровая технология строится как целостный образовательный процесс, объединенный общим содержанием, сюжетом, персонажем и содержит четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда и разные группы и типы игр. Технологии белорусских авторов относятся к разряду игровых.

свернуть

Технологии проектирования

     Основное направление - развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение в сферу межличностного взамиодействия. Данные технологии реализуются в процессе:

  • работы в группах, парах;
  • бесед, дискуссий;
  • активного взаимодействия: экспериментирования, сравнения, наблюдения, исследования и т.д.

     В отечественном дошкольном образовании данная группа технологий относительно новая и нетрадиционная. Но первые попытки в этом направлении уже предпринимаются.

      Рекомендованной технологией проектирования в образовательном процессе с дошкольниками является технология

  • А.А.Петрикевич о современных подходах к решению проблем использования метода проектов в образовании и развития познавательной активности у дошкольников.

    Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технология решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

свернуть

Информационно-коммуникационные технологии

     Это технологии использования специальных способов, программных и технических средств (кино, аудио и видео средства, компьютеры) для работы с информаией.

     Цель информационных технологий:

  1. Расширение возможностей учреждения дошкольного образования наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей детей.
  2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей, и, что очень актуально в дошкольном возрасте, - умение самостоятельно приобретать новые знания.
  3. Заложение потенциала обогащенного развития личности ребенка.

    По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

    Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает:

  1. Использование глобальной сети Интернет - это позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным.
  2. Использование развивающих компьютерных программ - это позволяет увеличить объем предполагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей удиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
  3. Использование мультимедийных презентаций - это позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фотографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

     Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, освобождает ресурсы здоровья детей. Использование во время образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

     При подборе и использовании ИКТ важно соблюдать ряд требований к компьютерным программам. Развивающие программы должны:

  • носить исследовательский характер;
  • быть легкими для самостоятельных занятий детей;
  • иметь высокий технический уровень;
  • развивающими детские навыки и представления;
  • носить возрастное соответствие;
  • быть занимательными.

      По своему назначению компьютерные программы классифицируются на:

  • развивающие воображение, мышление, память;
  • говорящие слова иностранных языков;
  • простейшие графические редакторы;
  • игры-путешествия;
  • обучающие чтению, математике;
  • мультимедийные презентации.

     

свернуть

Личностно-ориентированные технологии

      Задачи личностно-ориентированных технологий:

  1. Гуманистическая направленность содержания деятельности учреждения дошкольного образования.
  2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов.
  3. Индивидуальный подход к воспитанникам.
  4. Приоритет личностных отношений.

     Формы организации:

  1. Игры, спортивные досуги, спеиально организованная деятельность.
  2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.
  3. Гимнастика, массаж, тренинг, сюжетно-ролевые игры, этюды.

Образовательные технологии белорусских авторов причисляются к разряду личностно-ориентированных технологий.

свернуть

Технология исследовательской деятельности

     Основное направление - формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления. Известны исследовательские технологии:

  • Никашиной Г.А. - игровая модель познавательного развития ребенка;
  • Савенкова И.А. - методика исследовательского обучения (РФ)

     Технология или методика Савенкова И.А. направлена на развитие исследовательской активности дошкольников, формирование исследовательских способностей и исследовательского поведения.

     Технологии исследовательской деятельности реализуются с помощью:

                 *эвристических бесед;

                 *вопросов проблемного характера;

                 *наблюдений;

                 *моделирования;

                 *опытов;

                 *фиксации результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

                 *"погружения" в краски, звуки, запахи и образы природы;

                 *подражания голосам и звукам природы;

                 *использовани я художественного слова;

                 *дидактический игр, игровых обучающих и творческих развивающих ситуаций;

                 *трудовых поручений, действий.

свернуть

ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технология

      Общая теория сильного мышления (ОТСМ), теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), развитие творческого воображения (РТВ)

      ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Технология ТРИЗ - педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. Одна из самых важных задач образования на современном этапе - воспитание личности нового типа - творчески активной, свободно мыслящей, мобильной, т.е. способной адаптироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств жизни. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

     Основные задачи:

  • развитие управляемого творческого воображения;
  • формирование навыков творческого стиля мышления;
  • систематичности;
  • диалектичности (способности к движению, к саморазвитию);
  • не шаблонности;
  • смелости решения;
  • творческой интуиции;
  • развития речи.

     В технологии имеют место быть как индивидуальные, так и коллективные приемы. К коллективным относятся: эвристическая игра; мозговой штурм; коллективный поиск.

    Особенностью технологии является - системное рассмотрение темы с разных точек зрения в проблемном диалоге, систематизация имеющихся знаний. Большое внимание уделяется использованию схем, таблиц, условных обозначений, игровых технологий, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ - все это делает занятия увлекательными и разнообразными.

     Элементы ТРИЗ технологии осуществляются в образовательном процессе в составе игровых, исследовательских технологий и технологий проектирования. Самостоятельное использование в работе с детьми технологии ТРИЗ требует курсовой подготовки.

свернуть