Родителям

Ребенок пришел в детский сад

15.09.2022

Ребенок пришел в детский сад

 

           Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни. Привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Даже самый психологически подготовленный ребёнок растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку, где нет мамы; где много совершенно незнакомых детей, некоторые из которых плачут; ходят чужие взрослые, которых надо слушаться: они дают есть незнакомую еду из чужих тарелок, кладут спать в незнакомую кроватку и нет любимого зайца, с которым всегда засыпаешь дома…

Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д.

Дети приходят в детский сад по-разному: одни, внимательно рассмотрев все, что есть в группе, начинают играть; другие делают это с меньшей уверенностью, подолгу оставаясь зрителями, наблюдающими за происходящим; а третьи боятся расстаться с мамой, отклоняют все предложения воспитателя, много и громко плачут.

Причины разные: у ребенка нет опыта общения со взрослыми и сверстниками, в семье отсутствует режим дня, культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания не сформированы. Особенно страдают те дети, опыт общения которых ограничен рамками семьи.

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. 

Взрослым нужно:

- подробно рассказать ребёнку о детском саде, чтобы у него сложилось собственное представление о нём. Рассказ должен содержать положительные и отрицательные моменты (например, рассказать о том, что детей в группе много, и поэтому внимание будет уделяться не только ему одному, или о том, что в саду придется спать днем (если вы дома не спали);

- вести себя так, чтобы ребёнок почувствовал гордость родителей за него – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад;

- не делать из указанного события проблему.

Обратите внимание на режим ребёнка. За неделю, за две он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад.

Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа (уложить до этого всех кукол, медвежат, зайцев и т.д. спать).

Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет: по-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном. 

Вашего ребенка сложно накормить? Приходилось сталкиваться с отсутствием аппетита, избирательностью в еде, медлительностью? Постарайтесь максимально приблизить меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните «кусочничество» между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. 

В любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад. Если ребенок аллергик,  нужно обязательно сообщить медицинскому работнику и воспитателю.

Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад — особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду — самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море).

Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое — это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.

Причиной отказа от посещения детского сада может быть  и не умение детей общаться с незнакомыми детьми, взрослыми. Последите, как ребенок играет с другими детьми. Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.

Итак, причинами тяжёлой адаптации к детскому саду могут быть:

  1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
  2. Неумение занять себя игрушкой;
  3. Несформированность культурно-гигиенических навыков;
  4. Отсутствие у ребёнка опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми;
  5. Кризисный период развития. В 3 года адаптация к новым условиям протекает более тяжело и длительно;
  6. Наличие отклонений в здоровье (со стороны неврологических и соматических статусов).

 

Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем,  адаптационный период будет безболезненным и коротким.

Сразу хочется заметить, что не все  мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев. Особенно, если в процессе адаптации ребёнок заболел. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново.

Поддерживайте с детским садом тесные связи, регулярно беседуйте с воспитателями. Мы расскажем вам о вашем ребенке немало такого, чего вы не замечаете, и что вам будет полезно узнать.

Часто дети ведут себя в детском саду иначе, чем дома, и здесь воспитатели помогут вам раскрыть и решить некоторые небольшие проблемы.

Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками.

И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.

Но и не забывайте, что детский сад — важный этап в жизни ребенка, когда он учится общению, поведению в коллективе, взаимодействию со сверстниками.

         Пропускать этот этап крайне нежелательно: ведь тогда всеми необходимыми социальными навыками ребенку придется овладевать в школе.

 

 

Литература:

  1. Заводчикова О. Г.Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образовательных. учреждениях семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М. : Просвещение, 2007. — 79 с.
  2. Кирюхина, Н. В.Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с. — (Дошкольное воспитание и развитие)
  3. Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/

 

 

свернуть

Советы доктора Дэвида Льюса

  1. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.
  2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
  3. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
  4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  5. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.
  6. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
  7. Я поручаю ребенку посильные заботы.
  8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения
  9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
  10. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.
  11. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
  12. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
  13. Я никогда не наказываю ребенка унижением.
  14. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
  15. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
  16. Я регулярно читаю ребенку.
  17. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
  18. Я побуждаю ребенка придумыват истории, фантазировать.
  19. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
  20. Я каждый день нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине.
  21. Я позволяю ребенку принимать участие в планирвании семейных дел и путешествий.
  22. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
  23. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы, песни.
  24. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
  25. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
  26. Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
  27. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.
  28. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
  29. Я не хвалю ребенка беспредметно и неискренне.
  30. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
  31. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
  32. Я дарю ребенку возможность действительно принимать решения.
  33. Я помогаю ребенку быть личностью.
  34. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
  35. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  36. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: "Я этого тоже не умею".
  37. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
  38. Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
  39. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.

     С какими советами Вы не согласны? Следование каким советам оказалось особенно эффективным при воспитании Вашего ребенка?

    Человек должен учиться всегда: с момента своего появления на свет и до последнего вздоха. Не правы те родители, которые боятся перегрузки детского ума. Не правы и те, которые загромождают детское сознание большим количеством разрозненных и не по возрасту "умных" сведений. Подготовка к школе требует комлексного подхода: надо помогать ребенку "умнеть" за счет всевозрастающей умственной активности, накапливания определенной суммы доступных знаний, а также приобретаемых им психологических качеств.

      Пока же не отказывайте ребенку в его праве на игру.

свернуть

Дети и кмопьютер

     Компьютер - венец человеческой мысли ХХ века, на него возлагаются надежды на грядущие успехи человечества. Когда родители позволяют ребенку пользоваться компьютером, они должны учитывать следующее.

     Работа на компьютере может принести большую пользу в процессе обучения ребенка. В компьютере информация подается динамично, красочно, текст сочетается с картинками и графиками, используется мультипликация, происходит воздействие цвета и звука, задействуется много ассоциативных связей. Все это положительно влияет на эмоциональную и волевую сферы психики ребенка, стимулирует подвижность высшей нервной деятельности, развивает внимание и точность. Мозг освобождается от рутиной работы, которая отнимает много времени и за счет этого творческий процесс интенсифицируется.

     Логические и стратегические игры, использующие национальный колорит, истоические события способствуют развитию творческих способностей, использованию стратегического и тактического мышления, знакомят с традициями различных народов и разными культурами.

     Еще один из положительных аспектов, связанных с использованием компьютера в процессе обучения, - это изменение отношения к своим ошибкам. На бессознательном уровне у человека существует желание избегать ошибок, а при наличии негативного опыта в прошлом, связанного с совершением ошибок, - и страх перед ошибкой. Вместе с тем, страх совершить ошибку парализует творчество, стремление осваивать новое. Найдя какие-то стандартные решения, ребенок перестает искать новые варианты, так как ошибки сопровождаются негативными эмоциями.

     В условиях общения с компьютером ошибки легко исправляются и вообще начинают выполнять свою основную положительную функцию - они не дают сбиться с правильного пути. Именно так относятся к ошибкам творчески одаренные и целеустремленные натуры. В реальности быстро провести коррекцию ошибки часто не удается, потому что последствия совершаемых ошибок проявляются через большие отрезки времени. Компьютер же организует быст рый контакт со своими ошибками, и в этих условиях они не несут унизительные последствия.

     Однако отрицательным моментом здесь является то, что, привыкнув к легкости в исправлении ошибок в работе с компьютером, ребенок может перенести эту привычку в полной мере на жизнь и приобретет склонность необоснованно рисковать и вести себя безответственно.

     При игре на компьютере происходит настолько сильная концентрация внимания человека на действии, происходящем на экране, что развивается своеобразный транс и теряется ощущение реального времени. Возникает проблема "зависания в компьютере", когда ребенок по нескольку часов не может оторваться от экрана. При частом повторении подобных ситуаций возникает угроза возникновения компьютерной зависимости.

     Если используются инзкопробные игры, сюжеты которых включают только погони и убийства, где в роли жертв выступают люди, то может резко снизиться психологический барьер на подобные поступки. В виртуальном мире существует виртуальная ответственность. Когда подобные игры используются часто и подолгу, такое отношение к насилию становится бессознательным и может резко снизить ответственность ребенка при совершении каких-то проступков в реальном мире.

     Для нормального психического и социального развития ребенку необходим опыт общения с людьми: это является основой понимания других людей, себя, своего места в мире и самого мира. Общение должно быть достаточно длительным и разнообразным. Общение для психики - то же самое, что питание для тела. Все мы знаем, что для нормального развития организму нужны жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. Психика же нуждается в реальном общении с людьми разного пола и возраста, разных социальных групп и национальностей. Много ли калорий и витаминов получит голодный человек, посмотрев "вкусную" передачу? В таком же положении оказывается психика ребенка, чьим единственным другом является компьютер.

     При работе на компьютере обязательно должны соблюдаться санитарные нормы, иначе вред от компьютера  превысит пользу. При длительной работе перед монитором нагрузку испытывают зрение, позвоночник, некоторые группы мышц спины, мышцы рук, происходит переутомление, а при многочасовой работе - и истощение нервной системы.

      Для того, чтобы избежать этих негативных последствий, необходимо делать перерыв на 10-15 минут через каждые 45 минут (для старшеклассников), а для младших школьников время работы на компьютере не должно превышать 30-40 минут.

     Так же, как родители заботятся о качестве и достаточном количестве питания ребенка, им следует заботиться о качестве и количестве потребляемой ребенком "компьютерной продукции"; приучить ребенка с детства к обучающим и развивающим играм, не допускать использования низкопробных игр и следить за временем, которое ребенок проводит за компьютером.

свернуть

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы

     Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологических настрой на весь день.

     Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.

     Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте её. Совместные прогулки - это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

     Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: "Что ты сегодня кушал?" - лучше задайте нейтральные вопросы: "Что было интересного в садике?", "Чем занимался?", "Как твои успехи?" и т.п.

     Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

     Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общдения окрики, грубые интонации.

     Создавайте в семье атмосферу радости, любви и уважения! 

свернуть

Права и обязанности родителей

Растим патриотов. Памятка для родителей

13.01.2022
  1. Если Вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.
  2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю Ваших предков, из которых они вышли с честью.
  3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
  4. Посещайте с ребенком музеи: краеведческий и боевой славы.
  5. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
  6. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего уголка.
  7. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  8. Читайте ему книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
  9. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения, как: "Не высовывайся!", "Сиди тихо!", "Не проявляй инициативу, она наказуема!" и т.д. 
  10. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
свернуть

Мова продкаў і нашчадкаў

Ты адкуль бруішся, мова?

З сініх нёманскіх крыніц?

Па зямлі збіраю словы,

Нібы россыпі суніц.

Мілая, адзіная,

Нам, нашчадкам,

Дадзена

Любая радзіма

Ад дзядоў і прадзедаў.

Уладзімір Мазго

      Што такое родная мова? Навошта нашым дзецям трэба ведаць беларускую мову?

      Мова, традыцыі, нацыянальныя каштоўнасці - гэта скарб, якім ганарыцца кожны народ. Прадстаўнікі нацыі ведаюць родную мову, нацыянальную культуру (народныя песні, святы), ганарыцца дасягненнямі людзей, якія праславілі краіну, ахоўваюць родную прыроду.

      Вельмі важна, каб дзеці з павагай ставіліся да беларускай мовы, а таксама маглі добра на ёй размаўляць. Сучасныя дзеці мала чуюць родную мову ў шырокім ужытку, а таму маюць бедны слоўнікавы запас, іхняе маўленне знаходзіцца пад уплывам рускай мовы.

      Наша родная старонка, як наша маці, хоча, каб мы заставаліся вольнымі гаспадарамі свайго жыцця. А гэта магчыма, калі мы будзем шанаваць нашыя карані, тое, што аб'ядноўвае нас, робіць нацыяй.

      Далучаючы дзяцей да роднай мовы, мы будзем не толькі садзейнічаць яе абагачэнню, але і развіваць пазнавальныя і інтэлектуальныя магчымасці нашых дзяцей, пашыраць веды пра беларускую культуру. Бо самае дарагое ў жыцці - тое, што з ранніх год закладзена ў сэрца. І менавіта родная мова - сувязное звяно ў далучэнні дзяцей да агульначалавечых каштоўнасцяў, вытокаў народнай мудрасці.

     Сёння сам час патрабуе звярнуцца да сваіх вытокаў, зацікавіць дзяцей працэсам пазнання беларускай нацыянальнай культуры, паглыбляць іх веды пра родны край, выхоўваць пачуццё патрыятызму.

     Вельмі важна навуцыць дзяцей з павагай ставіцца да беларускай мовы, не сароміцца на ёй размаўляць. Вялікае значэнне мае асабісты прыклад дарослых, бацькоў, людзей, якія жывуць побач з імі.

      Цудоўна будзе, калі вы будзеце часцей чытаць беларускія казкі, знаёміць дзяцей з творамі беларускіх пісьменнікаў, развучваць вершы, загадваць загадкі, спяваць беларускія песні, прымаць удзел у беларускіх народных святах.

       Давайце дапаможам нашым дзецям авалодаць беларускай мовай. І адначасова будзем абуджаць іх веру ў тое, што яны вырастуць патрэбнымі на зямлі людзьмі.

 

свернуть

Калыханкі і забаўлянкі

     Ад першага крыку немаўляці і да з'яўлення яго дзівосных "энікаў-бэнікаў", "анцаў-цванцаў" дзіця развіваецца і выхоўваецца калыханкамі, забаўлянкамі, пацешкамі, гульнямі і шматлікімі іншымі паэтычнымі творамі, што нараджаюцца мацярынскай любоўю і замілаванасцю да свайго пестунка. Менавіта з гэтых, на першы погляд, просценькіх "баю-баю", "ладачкі-ладкі", "сарока-варона" і пачынаецца выхаванне яго вялікасці Чалавека, будучых сапраўдных дачок і сыноў Бацькаўшчыны. 

     Першымі ў гэтым шэрагу стаяць калыханкі - песні маці над калыскай, калі жанчына, часам занятая нейкай працай, ціхенька, замілавана і лагодна, суладна з пагойдваннем люлькі, дакладна ў такт яму, напявае свае поўныя мацярынскай пяшчоты імправізацыі. Любімы вобраз калыханкі - коцік-варкатун. Вось самыя распаўсюджаныя сюжэты: "Ходзіць каток па сяле, носіць сон у кашале", "Ходзіць каток па вароцях у чырвоненькіх чабоцях", "А ты, коця, не вурчы". Сярод іншых шматварыянтных калыханак пераважаюць: "А-а, люлі-люлі, спаць", "Люлі-люлі, прыляцелі гулі".

      Калыханкі просценькія па кампазіцыі, з дакладным рытмам. Сюжэт у іх толькі абазначаны, але прысутнічае адпаведнасць, даецца канкрэтная і неабходная ўзросту малых інфармацыя.

     Прызначэнне калыханак - супакоіць, прыспаць дзіця. Гэта дасягаецца за кошт напеўнасці, пяшчотных гукаперайманняў. Маці хацелася, каб яе дзіця было здаровым, шчаслівым, вясёлым, і гэтае жаданне вылівалася ў радкі чароўнай мелодыкі паэтычнай сілы.

     Іншае, чым у калыханак, прызначэнне ў забаўлянак, пацешак - развесяліць, падтрымаць у дзіцяці радасныя эмоцыі тады, калі яно не спіць, а гуляе.

     Калі немаўля прачнецца, яму абавязкова зробяць "Пацягусенькі, пацягушкі", а потым - "Ласачка, ласачка, дзе была?". Далей настае чарга "Ладачкі, ладкі". Спачатку маці вучыць дзіця пляскаць у далонькі, а потым яно ўжо само пляскае, як толькі пачуе "Ладкі". Пры гэтым у дзіцяці хутка развіваецца каардынацыя руху, адчуванне рытму.

     "Кую-кую ножку" - гульня з ножкамі дзіцяці, калі лёгенька ў рытм забаўлянкі пастукваюць малога па пятачцы. Першыя ўрокі мужнасці дзіця атрымлівае, калі "Ідзе каза рагатая, ідзе каза бадатая" з двума пастаўленымі, як рожкі, пальцамі ("Каго пападу - таго закалю"), казычуць яго. Пазней пачынаецца гушканне дзіцяці на назе пад шматлікія "Гойда, гойда, гайдамаш", "Чук-чук-чук. Паехалі" і многія іншыя.

      Унікальная сярод забаўлянак "Сарока - варона" - гульня з пальчыкамі, дзе пальчык-хлопчык не атрымлівае кашкі, таму што ён нічога не рабіў.

     Паводле мастацкай формы, забаўлянкі - гэта вершаваныя і рыфмаваныя шмадрадкоўі, часта ў форме дыялогу, жартоўна-гумарыстычнага, вясёлага, гарэзлівага зместу. Яны толькі часам маюць элементы мелодыі, а ў большасці выпадкаў прагаворчаюцца рэчытатыўна, у рытме адпаведнага дзеяння і суправаждаюцца разнастайнымі рухамі, гульнёй з ручкамі і ножкамі, жывоцікам, галоўкай, носікам, вушкамі, вочкамі.

     Калыханкі і забаўлянкі, якія дарослыя ствараюць для малых, узніклі і ўзнікаюць у непасрэднай сувязі з народнай педагогікай. Яны - першыя эстэтычныя ўрокі ў разумовым, працоўным, маральным і фізічным развіцці дзяцей.

свернуть