Советы музыкального руководителя

Как помочь ребенку раскрыть свой музыкальный талант

     Как раскрыть музыкальный талант ребенка? В каждом ребенке с самого рождения заложено множество талантов, которые он может реализовать лишь при создании необходимых для этого условий. Возможностью тонко чувствовать музыку обладает большинство детей, и во многом благодаря родителям и педагогам, которые вовремя обратили на это внимание, удается раскрыть музыкальный талант малышей.

     Как правило, такое счастливое стечение обстоятельств, как наличие музыкального дарования и стремление его реализовать, встречается у детей в возрасте до 5 лет крайне редко. Как правило, ребенок не отдает отчета своим желаниям и поступкам, и уж тем более не задумывается о том, талантлив ли он. В этой ситуации на помощь ему должны прийти взрослые и вовремя направить малыша в верное русло.

     Если ребенок обладает великолепным слухом, без труда может запомнить простую мелодию и напеть ее либо попытаться воспроизвести на любом инструменте, то можно вести речь о том, что от природы он обладает музыкальной одаренностью. Но в данном случае речи о таланте не идет, так как это понятие включает в себя не только склонность к музыке, но и способность реализовать то, что заложено в ребенке от природы.

     На практике же дети дошкольного возраста и младшего школьного возраста редко обладают такими качествами как усидчивость, целеустремленность и сила воли, без которых раскрыть их музыкальный талант крайне сложно. Поэтому первостепенная задача родителей и педагогов, которые обучают ребенка основам музыки, заключается в том, чтобы вызвать у них заинтересованность. В этой ситуации методы насилия неприемлемы. И даже если родители видят в ребенке большой творческий потенциал, не стоит форсировать события и заставлять его усиленно постигать азы нотной грамоты либо разучивать гаммы. Наоборот, необходимо предоставить малышу право выбора, умело разжигая его интерес к музыке. Сначала с помощью использования игровых элементов, превращая обучение в увлекательное приключение, а затем и путем ограничений, лимитируя занятия музыкой с таким расчетом, чтобы ребенок самостоятельно стремился к ним.

     Отличным способом поддержания интереса к музыке у малыша является литература - правильно подобранные художественные и документальные произведения позволят начинающему музыканту не только расширить свой кругозор, но и понять, что в основе любых достижений на данном поприще является упорный и кропотливый труд. Не стоит настраивать ребенка на то, что со временем он может стать великим композитором либо исполнителем. Это, в первую очередь, желание родителей и педагогов, а не самого малыша, который в возрасте 5-7 лет еще не обладает честолюбием. Он должен самостоятельно принимать решения в вопросах, которые касаются его будущего, но педе этим получить достаточно полное представление о том, что же такое музыка. При этом важно учитывать, что эмоциональная окраска музыкальных занятий должна быть положительной, иначе ребенок вряд ли захочет раскрывать свои способности.

     Профессиональное музыкальное обучение малыша стоит начинать с 6-7 лет, но лишь при условии, что он морально готов к предстоящим нагрузкам и сможет выдержать достаточно интенсивный график занятий. Важно также учитывать, что малыш должен хотеть заниматься, иначе рассчитывать на то, что с помощью педагогов удастся в полной мере раскрыть его музыкальный талант, не стоит. Однако еще до того, как принять решение о начале обучения, малыша нужно к нему подготовить.

     Детский сад и занятия в музыкальной студии помогут получить ему базовые навыки и занятия, а также позволят понять, обладает ли ребенок задатками для того, чтобы продолжить музыкальное обучение на качественно новом уровне.

     Вот советы, которые помогут Вам поддерживать в ребенке творческое начало:

  • Создайте благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находите слова поддержки для новых творческих начинаний, относитесь к ним с симпатией и теплотой.
  • Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживайте стремление ребенка к творчеству.
  • Проявляйте сочувствие к его ранним неудачам. Ни в коем случае не высказывайтесь неодобрительно о творческих попытках ребенка. Если часто повторять: "Хорошо, но могло быть лучше", ребенок вскоре сделает вывод, что все его старания напрасны, так как, сколько не пытайся, все равно результат будет недостаточно хорош.
  • Не заглушайте в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечайте на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоело его "почему" и "отчего". Напротив, всем своим поведением показывайте, что вам нравится стремление ребенка познать мир, особенно приветствуйте интересные и глубокие вопросы.
  • Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека с вашей стороны может заглушить творчество. Навязчивая родительская помощь может восприниматься как нарушение границ личности. Когда идея принадлежит самому ребенку, то даже совсем маленькие дети, не говоря уже о подростках, часто оказывают упорное сопротивление взрослым, которые слишком активно стремятся разделить радость творческого воображения с ребенком.
  • Учите ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Для этого вам самим необходимо относиться с пониманием и терпением к мнению окружающих, даже если оно резко отличается от вашего.
  • Внимательно следите за своей речью, не допуская слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии ребенка. Положительные отзывы родителей о педагогах и, наоборот, педагогов о родителях создают у детей чувство защищенности.
  • Открыто выражайте свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении родителей, быстрее развиваются. У большинства талантливых людей были любящие родители или хотя бы один был таким.
  • Не бойтесь проявить собственную индивидуальность, даже прослыть белой вороной, не стремитесь "быть как все", не заглушайте в себе творческие порывы. Быть может, это будет связано с сочинением стихов или, скажем, разведением кроликов, игрой на скрипке, выращиванием редких цветов, рисованием или приготовлением изысканных блюд - главное, чтобы ваше творчество несло радость другим и было по-настоящему добрым. Каждый талантливый человек встретил хоть раз в своей жизни яркую и неординарную личность, оказавшую на него сильнейшее влияние. Станьте такой личностью для своих детей.
  • Помогите ребенку оценить в себе творческую личность, содействйте его более глубокому самопознанию, но одновременно учите уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.
  • Учите ребенка полагаться в познании себя и мира не столько на разум, сколько на интуицию. Для этого наряду с вопросоми: "Как ты считаешь?", "Что думаешь по этому поводу?" - чаще задавайте вопросы: "Что ты чувствуешь?", "Какие чувства ты сейчас испытываешь?" Убеждайте ребенка: "Больше доверия своей интуиции", Действительно, большие открытия часто совершают интуитивно, благодаря вдохновению и озарению.
  • Создайте необходимую для творчества атмосферу, которая поможет ребенку избежать возможного общественного непонимания и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было заглушено, иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло.

     ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ! ЗАГЛЯНИТЕ В СВЕТЛЫЕ ДЕТСКИЕ ГЛАЗА И ПОПРОБУЙТЕ ПОСМОТРЕТЬ НА МИР ГЛАЗАМИ СВОЕГО РЕБЕНКА. ПОМНИТЕ, ЧТО МЫ, ВЗРОСЛЫЕ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА И ПЛОДОРОДНОЙ ПОЧВОЙ, И ЖИВИТЕЛЬНОЙ ВЛАГОЙ, И ТЕПЛЫМ СОЛНЫШКО, СОГРЕВАЮЩИМ ЦВЕТОК ДЕТСКОЙ ДУШИ. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

По материалам сайта www.maam.ru

свернуть

Музыка начинается в семье (рекомендации)

10.11.2022

     Природа наградила человека щедро: она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуков.

     Все мы от природы музыкальны, у каждого есть задатки музыкального слуха. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства - хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь. Подружите с ней малыша!

      Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем радостнее   и   желаннее новые встречи с ней, тем более музыкальным он становится.

     Ни в коем случае не приклеивайте вашему ребёнку ярлыки "немузыкален", "медведь на ухо наступил" (это проще всего) - постарайтесь сделать всё для того, чтобы эту музыкальность у него развить!

   Каждый человек идет к музыке своим путем. Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдет верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту. В душе каждого ребенка есть искорка любви к прекрасному – от вас во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет.

ПОСТАРАЙТЕСЬ:

  •       искать музыку везде: дома, в лесу, на берегу реки и моря, в городе;
  •       создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки;
  •       приобретать музыкальные игрушки (погремушки, гармошки, дудки и др.)  и изготовливать их самостоятельно;
  •       поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, петь и танцевать вместе с ним;
  •       если вы владеете игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте, как можно чаще музицировать, аккомпанировать своему малышу, когда он поет или танцует;
  •       посещать со своим ребенком музыкальные концерты, театры.

     Мы стремимся воспитывать у  детей  любовь  и  интерес  к  музыке,  помочь  каждому  ребенку  самореализоваться  в  каком-либо  виде  музыкальной  деятельности,  развиваться  более  гармонично,  почувствовать  радость.

        Приобщившись к музыке  в  детстве,  они  не  вырастут равнодушными,  черствыми  людьми.  Наш  совместный  труд  приносит  радость  детям,  счастье  родителям,  а  результат  этого  труда – счастливое  детство  наших  малышей!

 

                                                 

свернуть

Советы музыкального руководителя

  1. Не раздражайтесь, когда ребенок пытается играть на каком-либо инструменте, а наоборот, стремитесь к тому, чтобы это заинтересовало его.
  2. Обратите внимание на самостоятельную музыкальную деятельность вашего ребёнка.
  3. Покупайте музыкальные инструменты и игрушки, играйте на них сами, играйте вместе с детьми.
  4. Водите ребенка в театр, на концерт, где участвуют дети.
  5. Следите за тем, чтобы Ваш ребенок почаще слушал и смотрел детские музыкальные теле-и-радиопередачи.
  6. Пошлите заявку на радио или телевидение с просьбой исполнить любимое произведение вашего ребёнка.
  7. Накапливайте детскую фонотеку.
  8. По возможности старайтесь знакомить детей с композиторами.
  9. Музицируйте дома с детьми (пойте, играйте на музыкальных инструментах, танцуйте).
  10. Предлагайте детям разнообразную музыку.
  11. Отдайте ребенка в музыкальную школу (по возможности).
  12. Обсуждайте с детьми просмотрнные спектакли, концерты.
  13. Помогите придумать ребенку музыкальную сказку, сценку.
  14. Интересуйтесь тем, что узнал нового ребенок на музыкальном занятии в детском саду.
  15. Обязательно присутствуйте и по возможности участвуйте на утренниках и музыкальных развлечениях в детском саду.
  16. Бывая на природе, обращайте внимание ребенка на "звуки музыки" вокруг нас (музыку природы).
  17. После концерта или спектакля побуждайте ребенка к передаче впечатлений в рисунке, рассказе и других формах.
свернуть

Дошкольники и музыка

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

        Обогащайте духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями. Повышайте его интерес к музыке. Передавайте детям традиции своего народа. НЕ УПУСТИТЕ ВРЕМЯ! МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГЕНИЙ МОЖЕТ ПРОСНУТЬСЯ В РЕБЕНКЕ УЖЕ В 3 ГОДА!

Музыка – могучий источник мысли.

Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.

(В. А. Сухомлинский)                  

Музыка – высшее в мире искусство.

(Л. Н. Толстой)           

Область музыки — душевные волнения.

Цель музыки — возбуждать эти волнения, и сама она также вдохновляется ими.

(Жорж Санд)

           Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно.

К ней надо сначала привыкнуть.

(В. Одоевский)

         Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

(Шостакович Дмитрий)

           Музыка является средством всестороннего развития ребёнка, формирования его духовного мира. Она способствует расширению его кругозора, вызывает радостные переживания, обогащает чувствам. Приобщение к музыке, восприятие музыки активизирует восприятие, мышление и язык, воспитывает высокий эстетический вкус, развивает музыкальные способности, творческую инициативу, воображение; всесторонне влияет на её развитие. Музыка помогает воспитать у ребенка правильное отношение к окружающему миру. Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в раннем дошкольном возрасте.

       Дошкольный возраст – это период, когда идет активное развитие личности, проявляются основные способности ребенка, начинают раскрываться его скрытые таланты. В этом возрасте закладываются функциональные человеческие способности. Ребенок - дошкольник очень восприимчив к информации. Он способен реализовать свои возможности практически в любой сфере. Музыка помогает малышу находить активные формы самовыражения, открывает дорогу в творчество. Музыка становится средством вхождения в мир социальных отношений. Музыкальное развитие в детском саду – это организованный педагогический процесс.

      Знакомство с музыкой в детском саду начинается с поступлением ребёнка в детский сад и до выпуска в школу. На протяжении всего времени нахождения в детском саду с ним ведётся большая систематическая работа. У малыша появляется возможность проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.

      Музыка развивает у ребёнка не только музыкальные способности, но и умственные способности. В беседах о музыке ребенок черпает разнообразные сведения о ней, имеющие познавательное значение; также беседа о музыке включает характеристику эмоционально – образного содержания. Словарный запас детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроение, чувства,  передаваемые в музыке.

      Детей в детском саду музыка сопровождает не только на занятиях, но и на праздниках, вечерах развлечений, концертах, досугах, в повседневной жизни. В процессе музыкальной деятельности ребенок приобретает знания о музыке. Ребенок приобщается к культурному музыкальному наследию прошлого и настоящего.

                                    Составил: музыкальный руководитель Карленок Ж.В.

свернуть

Музычныя гульні ў сям'і

     Паважаныя мамы і таты!

     Музычнае выхаванне ў дзіцячым садзе ажыццяўляецца ў асноўным на музычных занятках, дзе пад кіраўніцтвам педагога дзіця імкнецца праяўляць сябе ў выкананні песні, танца, перадаючы лад гульні, складаныя скокі-імправізыці, складанні і падборы мелодыі пры гульні на музычных інструментах. Дзяцей адштурхвае ўсё манатоннае і сумнае, таму для іх мае значэнне займальны характар правядзення занятку. Таму заняткі будуюцца на гульнявых сітуацыях, паколькі гульня - надзённая патрэба дзіцяці, шлях да пазнання свету, школа жыцця. У гульні дзеці знаходзяць выхад сваёй несуцішнай фантазіі, велізарнай энергіі, праяўляюць у поўнай меры свае здольнасці.

     Музычна-гульнявая дзейнасць спрыяе як музычнаму, так і агульнаму развіццю дзяцей, дапамагае ўспрымаць і любіць музыку, развівае музычны слых, музычныя здольнасці, замацоўвае ўяўленні дзяцей і выклікае цікавасць да навакольнага іх свету, узбагачае кругагляд. Выключна вялікае значэнне мае музычна-гульнявая дзейнасць для агульнага фізічнага развіцця рухальных уменняў: правільна хадзіць, ьегаць, скакаць, рухацца ўзгоднена з музыкай.

      Прапануем вам невялікую подборку музычных гульняў. Яны вельмі простыя і не патрабуюць  спецыяльнай падрыхтоўкі, таму ў гэтыя гульні Вы можаце гуляць са сваімі дзецьмі дома, на сямейных святах, па дарозе ў дзіцячы сад.

"Вучыцеся танцаваць"

Гульнявы матэрыял: вялікая лялька і маленькія  (па ліку дзяцей, якія граюць).

Ход гульні: у дарослага ў руках вялікая лялька, у дзяцей - маленькія. Дарослы адбівае рытмічны малюнак сваёй лялькай па стале, дзеці паўтараюць яго сваімі лялькамі.

"Гучна-ціха"

Гульнявы матэрыял: два кубіка: вялікі і маленькі.

Ход гульні: дзецям прапануецца праспяваць песню або паслухаць песню ў запісе, пасля праслухоўвання дзеці паказваюць кубік: вялікі - гучна, маленькі - ціха.

"Намалюй песню"

Гульнявы матэрыял: любая песня, альбомны ліст, алоўкі ці фламастары.

Ход гульні: прапанаваць дзецям перадаць змест любімай песні пры дапамозе малюнка. Пдчас малявання гучыць гэта песня.

"Адгадай мелодыю"

Гульнявы матэрыял: запісы песень, фішкі.

Ход гульні: спаўняецца мелодыя песні або прайграваецца ў запісу, дзеці па пачутай мелодыі адгадваюць песню і спяваюць разам з дарослым. За правільна адгаданую мелодыю ўдзельнік адтрымлівае фішку. Выйграе той, у каго больш фішак.

"Танцы казачных персанажаў"

Ход гульні: дарослы прапануе дзіцяці станцаваць танец так, як яго б станцавалі казачныя персанажы (лісічка, заяц, мядзведзь, Чабурашка і г.д.)

     Бацькам, якія жадаюць развіваць творчы патэнцыял дзіцяці, трэба паводзіць сябе з дзіцем на роўных. Ва ўсякім выпадку, фантазіраваць у гульнях з дзуцьмі. Дзіця з ягог незвычайнай тонкай успрамальнасцю павінен адчуць, што вам падабаецца фантазіраваць, выдумляць, гуляць. Што Вы, як і ён, атрымліваеце ад усяго гэтага задавальненне. Толькі тады ён раскрыецца, будзе шукаць творчы момант у любой справе. І, нарэшце, будзе сам прыдумляць новыя гульні. 

 

свернуть