Безопасность

Травматизм

      Детский травматизм подразделяется на бытовой (повреждения, полученные в квартирах, на лестничных площадках, во дворах и т.п.); уличный (повреждения, полученные на улицах); школьный (повреждения, полученные во время пребывания учащихся в школе); спортивный. Чаще всего причинами смерти детей старше года становятся несчастные случаи, отравления, травмы.

     УЛИЧНЫЙ ТРАВМАТИЗМ. До 70% уличных травм школьники получают по дороге из школы домой. А все потому, что дорогу домой после занятий ребенок считает началом отдыха.

     Чтобы уменьшить число случаев, связанных с такого рода травмами, дети должны четко усвоить правила поведения на дороге: мостовая - для транспорта, тротуар - для пешеходов; переходить улицу можно только в установленном для этого месте; играть на проезжей части нельзя, равно как и перебегать улицу перед движущимся транспортом, и др.

     Родители сами никогда не должны нарушать правил безопасности на улице. Пройдите вместе с ребенком несколько раз по дороге от дома до школы, при этом останавливайтесь у дворовых арок, откуда може неожиданно выехать автомобиль, у перекрестков, обращая внимание, как они обозначены и как нужео их переходить, особенно если ребенок - первоклассник; на видном месте в доме (лучше в прихожей) повесьте плакат "Улица требует внимания".

     Опасность на улице может исходить и от незнакомых ребенку людей. Поэтому не лишним буде, если вы:

1) прочитаете и обсудите вместе с детьми рассказы В.Волкова "Мамина подруга", "Вежливый дяденька" и т.п.;

2) будете постоянно проигрывать действия детей в ситуациях: заблудился (на рынке, в магазине, на незнакомой улице); тебя увезли насильно; встретились хулиганы; ты один дома, а кто-то просит открыть дверь (из милиции, из школы, домоуправления, пожарной охраны); незнакомые взрослые предлагают прокатиться на хорошей машине; приглашают в лифт и т.д.;

3) постараетесь убедить ребенка избегать безлюдных мест, пустырей, заброшенных домов, строек; никуда не ходить с незнакомыми людьми; если пристают - кричать, обращать на себя внимание окружающих; в школу и со школы ходить постоянно одной дорогой и т.д. 

               БЫТОВОЙ ТРАВМАТИЗМ. Жилище, казалось бы, наиболее безопасное для нас место, однако и здесь никто не застрахован от т равматизма, особенно дети. Трудно перечислить все опасности, которые подстерегают ребенка дома.

     Ежегодно сотни детских жизней в мире уносят пожары. Если вы не хотите, чтобы это произошло с вашим ребенком, расскажите и покажите ему, в чем опасность огня, как вести себя, если в квартире замечен дым, чем погасить огонь, если нет воды. Можно прочитать и обсудить с ним произведения С.Маршака "Кошкин дом" и "Рассказ о неизвествном герое". Самое главное - ребенок должен четко знать, что при пожаре следует звонить "101".

      Пусть для ребенка станет правилом не играть со спичками и зажигалкой.

     Нередки случаи, когда трагедия случалась из-за включенной газовой или электрической плиты. Поэтому разрешайте ребенку самостоятельно пользоваться плитой, только если он уверен, что может это сделать; для приготовления пищи используйте небольшую по объему посуду. Объясните сыну или дочери, что нельзя зажигать неисправные горелки, спички при запахе газа на кухне. В этом случае следует позвонить "104".

      Расскажите детям и об элеткрическом токе, который может быть "другом" и "недругом". Поэтому нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам; трогать руками висящий провод, наст упать на него.

     Неогражденные лестницы, балконы, окна также представляют потенциальный риск для ребенка. В связи с этим выход на лестницу и другие опасные места следует загородить крупной мебелью, балкон затянуть сеткой или застеклить и т.п.

     Родители обязаны обеспечить и недоступность для детей медикаментов и химических веществ (косметика, уксус, керосин, пестициды и т.д.).

     Особый разговор об укусах насекомых, так как отдельные насекомые (комар-пискун, лесной клещ, комнатная муха, блоха, вошь и т.д.) могут быть опасны для человека. В связи с этим детям следует рассказать и даже показать этих насекомых, оговорив, что делать в случае укуса.

     Часто дети получают травмы, пользуясь лифтами. Чтобы избежать или хотя бы уменьшить число таких травм, родители должны как можно чаще обращать внимание своих детей на правила пользования лифтом.

                ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕВРОЗОВ. Неврозы - группа заболеваний, возникающих вследствие воздействия психической травмы и сопровождающихся нарушением общего самочувствия, неустойчивым настроением.

     Невротические расстройства разной степени встречаются примерно у трети детей, посещающих детский сад. Еще больше случаев заболевания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. У мальчиков неврозы наблюдаются чаще, чем у девочек.

      Характерные признаки детских неврозов - повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, плаксивость, иногда отмечается чрезмерная тревожность. Такие дети не переносят громкие звуки, яркий свет, резкие запахи. Поведение отличается то вялостью, пассивностью, то двигательным беспокойством, суетливостью, снижением внимания, работоспособности, наблюдается нарушение сна и аппетита.

     Основным фактором возникновения и развития неврозов у детей является неправильное воспитание в семье:жесткое обращение или, наоборот, слишком мягкое, а также алкоголизм родителей, развод. Причиной могут быть и испуг, болезнь, смерть близких, тяжелые переживания, связанные с учебой, сложные отношения со сверстниками.

                       НЕВРОЗ СТРАХА. Наиболее часто, особенно среди впечатлительных и легкоранимых детей, встречается невроз страха. Одна из его разновидностей - школьный невроз, возникающий у детей, чрезмерно опекаемых родителями. Дети, не приученные к самостоятельности, плохо привыкают к новой обстановке. Необходимость посещать школу вызывает у них раздражение. В некоторых случаях школьный невроз принимает форму навязчивой болезни устного ответа. Такие дети прекрасно справляются с письменными упражнениями, однако совершенно теряются у доски.

     Что же в таких случаях делать родителям?

     Прежде всего необходимо убедиться в правильности диагноза и выявить причины заболевания. Если у ребенка были замечены признаки невроза, необходима консультация опытного психотерапвта.

                        НЕВРАСТЕНИЯ. Распространена среди детей младшего школьного возраста и детская неврастения - повышенная возбудимость, которая сочетается с быстрой утомляемостью, раздражительностью, нарушением сна. Причина неврастении в том, что ребенок не в силах соответствовать завышенным т ребованиям окруающих и заранее считает себя не в состоянии справиться с предстоящими трудностями. Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка таким, каков он есть.

     При истерическом неврозе ребенок чрезмерно капризен, падает на пол, бьется в истерике. В возникновении исетрического невроза виновны в первую очередь родители, которые до определенного момента потакают возрастающим требованиям ребенка, а потом начинают его ограничивать, поступать, по мнению ребенка, непоследовательно. Кроме того, на возникновение данного невроза оказывает влияние и полное отсутствие или недостаток внимания родителей. Чтобы обратить на себя внимание, дети и устраивают истерики.

      Во избеание возникновения детских неврозов родитлям необходимо сначала разрешить проблемы взаимоотношений в семье, понять, что избыток неоправданного внимания к ребенку может породить в нем неуверенность в собственных силах, различные комплексы и в итоге привести к возникновению невроза. Следует адекватно воспринимать и возраст детей (то родителям кажется, что ребенок еще слишком маленький, то они предъявляют требования, не соответствующие его возрастным возможностям).

      Для того, чтобы вырастить детей здоровыми, взрослые должны осознавать, что причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания.

свернуть

Требования по обеспечению безопасности в помещении учреждения дошкольного образования

     Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю, а в случае его отсутствия - иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы. Забирать ребенка из учреждения дошкольного образования должны его законные представители. В случае, когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения дошкольного образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования. Запрещается отдавать воспитанников подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении.

     Моющие средства и средства дезинфекции должны храниться в промаркированных ёмкостях в недоступном для воспитанников месте. Педагоги обеспечивают безопасность пособий для занятий (ножницы с тупыми концами, отсутствие предметов из стекла, клея ПВА и т.д.); растения уголка природы размещаются на стеллажах с креплениями по краю; педагоги следят за тем, чтобы дети не брали в рот предметы, незнакомые растения; не допускают переохлаждения и перегрева воспитанников; после прогулки выносной материал обрабатывается.

     Воспитатели совместно с музыкальным руководителем и руководителем физвоспитания организуют праздники, развлечения. Все эти мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования.

     Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должны находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей.

     Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались вилкой и другими предметами. Важно соблюдать элементарные правила гигиены. У каждого воспитанника должны быть индивидуальная зубная щетка, расческа и полотенце.

      Нельзя привлекать детей к получению пищи с пищеблока, к раздаче жидких и других горячих блюд во время дежурства в группе; оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т.п.).

     Медицинский работник должен проводить беседы с родителями, с педагогическим и техническим персоналом о профилактике травматизма, чаще напоминать о необходимости хранить спички, лекарства, режущие и прочие опасные предметы в местах, недоступных детям, систематически проверять содержание аптечек. Строго следить за тем, чтоы дети не приносили домой и в детский сад подобранные на улице или полученные от других детей различные опасные предметы. Особого внимания требуют электрифицированные игрушки и игры.

      Место воспитателя, его стол, должны всегда содержаться в прядке. Нельзя держать на виду острые предметы (иголки, ножницы, булавки, заколки для волос, ножи для бумаги и прочее). Для работы нужно использовать ножницы только с тупыми концами. Также категорически запрещается закалывать свою одежду булавками и иголками. Необходимо обратить внимание на то, чтобы в карманах не было острых и бющихся предметов. Разрешается носить туфли только на низком каблуке. Нельзя держать в помещении лекарственные средства, особенно в поле зрения детей. Аптечка скорой помощи должна находиться на полке вне досягаемости детей. Содержать она должна только зеленку, йод, перекись, бинт, вату, лейкопластырь.

     Иногда могут возникать ситуации, когда ребенку срочно понадобится медицинская помощь. В этом случае мероприятия по оказанию неотложной помощи до приезда скорой оказывает медицинский работник, а если его нет - воспитатель. В начале и в конце рабочего дня в обязанности воспитателя входит проверка группы и участка. Необходимо включить все электрические приборы, проветрить помещение, после чего закрыть все окна и форточки. После того, как родители забрали последнего ребенка, воспитателю необходимо подготовить материал для занятий на следующий день. Важно продумать его заранее. 

свернуть

Основные требования по созданию безопасных здоровьесберегающих условий жизнедеятельности воспитанников

  • Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в соответствии с нормативными правовыми документами;
  • передача ребенка в руки воспитателей и родителей (запрещается отдавать воспитанников лицам, моложе 16 лет);
  • хранение моющих средств в недоступном для детей месте;
  • безопасность оборудования и игровых пособий;
  • отсутствие доступа к розеткам;
  • жёсткое крепление оборудования;
  • состояние выносного материала;
  • обеспечение стаховки детей в процессе использования спортивного оборудования;
  • физкультурно-оздоровительная работа  в режиме дня;
  • перед выходом на прогулку воспитатель обследует игровой участок на предмет наличия опасных для детей предметов (сухостойных деревьев, режущих, колющих предметов, открытых ям, колодцев; убеждается в безопасности игрового оборудования; следит за тем, чтобы дети не брали в рот незнакомые растения; не допускает переохлаждения и перегрева; после прогулки обрабатывает выносной материал);
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм (генеральная уборка, сквозное проветривание, правильное освещение, температура в помещении 18-20С;
  • создание психологического комфорта (демократический стиль общения, создание условий для свободного выбора деятельности, наличие мест для уединения, возможность свободного присутствия в группе родителей;
  • распорядок дня (индивидуализация и воспитательная направленность всех бытовых процессов, педагогически обусловленное чередование спокойных и активных видов деятельности, включение в распорядок дня упражнений по овладению гигиеническими навыками, культурой поведения);
  • закаливание (оздоровительные прогулки, умывание и полоскание рта прохладной водой, кратковременная ходьба босиком до и после сна, при всех переодеваниях, дополнительные закаливающие мероприятия в семье; обеспечение оптимальной двигательной активности (разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребенка, но и наоборот - снимает утомляемость, активизирует память, мышление и другие психические процессы);
  • воспитатель знает индекс здоровья детей в своей группе, предусматривает специфику физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей часто болеющих, не отменять прогулку;
  • строго соблюдается предусмотренный комплекс закаливающих мероприятий (температурный режим, воздушный, гигиенический режим, комфортный психологический климат, достаточную двигательную деятельность);
  • способствуем созданию условий для самостоятельной двигательной деятельности детей (наблюдаем за детьми, предусматриваем для каждого место для движений, где никто не мешает, оберегаем это место);
  • особой заботы требуют часто и длительно болеющие дети. Для них предусмотрены щадящий общий режим дня (при необходимости более продолжительный сон, сокращнные занятия, во избежание переутомления), проявляется более чуткое внимание к их психике, к двигательной активности, не допускаются перегревы, переохлаждение;
  • занятия, требующие от детей повышенной познавательной активности, проводятся в первую половину дня. Продолжительность перерывов не менее 10 минут. Перед занятием воспитатели проводят подвижные игры умеренной интенсивности, что способствует сосредоточению, снятию утомляемости и подготовке к последующему реглам ентированному виду деятельности. Во время занятия воспитатели проводят физкультминутки, длительность которых составляет 1,5-2 минуты, что способствует отдыху и снятию усталости у воспитанников;
  • занятия проводятся в игровой форме со сменой посадки на протяжении занятия, соблюдаются требования по продолжительности занятий. При организации работы с учебно-методическими комплексами воспитатели используют гимнастику для глаз. Воспитатели следят за осанкой и правильной посадкой воспитанников;
  • особое внимание профиактике нарушений опорно-двигательного аппарата и остроты зрения у детей. Столы расположены в соответствии с требованиями СанПиНа. Все пособия дя демонстрации соответствуют необходимым размерам. Показ используется на уровне глаз детей;
  • работу по физическому воспитанию строим с учетом диагностических данных, физической подготовленности, физического развития, состояния здоровья воспитанников; снижение физи ческой нагрузки воспитанникам с учетом группы здоровья; владеем информацией по медицинским противопоказаниям своих воспитанников с целью обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в работе с учетом состояния здоровья каждого воспитанника;
  • при проведении физкультурных занятий воспитанники, отнесенные к ослабленной группе или пришедшие после перенесенного заболевания, получают более низкую физическую нагрузку. За данное требование отвечают воспитатели, которые регулярно присутствуют на физкультурном занятии.
свернуть