Образовательные технологии
Что такое "педагогическая технология"?
Оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств является необходимым, но недостаточным условием.
Технологизация педагогического процесса призвана помочь отбору методов, средств и форм реализации конкретной цели. Главные вопросы, на которые отвечает технология: как учить, воспитывать, развивать, как создать лучшие условия для познавательной деятельности?
Чем же методика отличается от технологии?
Методика - набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная - одним словом изученная и опробованная на практике, она обретает уровень технологии.
Технология - инструментарий конкретной области деятельности человека (в нашем случае педагогической), совокупность приёмов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо.
Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Это целостная система (создания, применения и определения всего образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия) ставит своей задачей оптимизацию форм образования, т.е. вывод образования на более качественный уровень.
Любая технология имеет свою структуру.
Структуру образовательной технологии составляет:
- Концептуальная часть - это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
- Содержательная часть - это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
- Процессуальная часть - совокупность форм и методов деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению образовательным процессом (усвоением материала), диагностика.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Реализация образовательных технологий осуществляется на основе следующих принципов:
- гуманизации - приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса учреждения дошкольного образования;
- целостности образа мира, реализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
- учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка - соблюдение в организации образовательного процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;
- комфортности на основе субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе - свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;
- педагогической поддержки - решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлимыми для конкретного ребенка способами и приемами; основной критерий реализации данного принципа - удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;
- профессионального сотрудничества и сотворчества - профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: "Не рядом, не над ним, а вместе!". Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
В настоящее время взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) учреждения дошкольного образования осуществляется на основе современных образовательных технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, выполнение учебной программы дошкольного образования.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
* физкультурно-оздоровительные;
* проектной деятельности;
* исследовательской деятельности;
* информационно-коммуникационные;
* личностно-ориентированные;
* игровую;
* ТРИЗ;
* коррекционные и др.
В основе всех технологий заложена система мер по охране и укреплению здоровья детей, поэтому все технологии, используемые в образовательном процессе учреждения дошкольного образования являются здоровьесберегающими. Многие считают, что здоровьесберегающие технологии - это альтернатива педагогическим технологиям. Понятие "здоровьесберегающая" - это качественная характеристика любой образовательной технологии, когда в ходе получаемого ребенком образования не наносится ущерба его здоровью.
Все образовательные технологии, разработанные белорусскими авторами и используемые в образовательном процессе учреждения дошкольного образования, являются здоровьесберегающими.
Современные технологии дошкольного образования, рекомендуемые Министерством образования Республики Беларусь
- Глазырина Р.Д. "Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии"
- Шебеко Н.В. "Педагогическая технология развития творчества дошкольников к двигательной деятельности"
- Старжинская Н.С. "Технология процесса речевого и лингвистического развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычия"
- Петрикевич А.А. "Технология процесса воспитания гуманного отноешния к природе"
- Стреха Е.А. "Технология использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников"
- Дубинина Д.Н. "Теория процесса художественно-речевого развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья"
- Горбатова Е.В. "Технология формирования графических умений у детей 5-7 лет"
- Ходонович Л.С. "Теория процесса музыкально-творческого развития дошкольников"
- Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. "Теория формирования музыкально-эстетической культуры старших дошкольников средствами белорусского музыкального фольклора"
- Житко И.В. "Теория алгоритмизации процесса математического развития дошкольников".
Физкультурно-оздоровительные технологии
К используемым в практике учреждения дошкольного образования физкультурно-оздоровительным технологиям относятся технологии:
- Глазыриной Р.Д. "Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии";
- Базарного В.Ф. "Теория сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения";
- Боковец Ю.В. "Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста".
Оздоровительная технология Базарного В.Ф. позволяет обучать, развивать детей и при этом сохранять и укреплять их здоровье. Теория "Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения" В.Ф.Базарного - это строительство образовательного процесса на основе телесной вертикали и зрительно-двигательной поисковой активности в режиме дальнего зрения и расширения "зрительных горизонтов" на основе ситуационно-образного моделирования. Обладает огромными развивающими, обучающими и здоровьесберегающими возможностями. Методы оздоровительной технологии: конторка Базарного; массажные коврики; сенсорные кресты (вертушки); система универсальных символов; бегущие огоньки; сенсорно-координационные тренажеры; природно-экологическое панно.
В работе с детьми физкультурно-оздоровительные технологии используются при проведении:
- закаливания;
- дыхательной гимнастики;
- гимнастики для глаз;
- пальчиковой гимнастики;
- точечного массажа и самомассажа;
- упражнений по профилактике плоскостопия и формирования правильной осанки;
- физкультуминуток;
- релаксаций;
- динамических пауз;
- физкультурных занятий;
- занятий на тренажерах;
- подвижных игр и элементов спортивных игр и др.
Игровые технологии
Задачи:
- Развитие взаимодействия "ребенок-ребенок", "ребенок-родитель", "ребенок - педагог" для обеспечения душевоног благополучия.
- Преодоление трудностей в других видах жизнедеятельности.
- Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взамиодействия.
- Социализация ребенка - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
- Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понят ь самого себя.
Игровая технология строится как целостный образовательный процесс, объединенный общим содержанием, сюжетом, персонажем и содержит четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда и разные группы и типы игр. Технологии белорусских авторов относятся к разряду игровых.
Технологии проектирования
Основное направление - развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение в сферу межличностного взамиодействия. Данные технологии реализуются в процессе:
- работы в группах, парах;
- бесед, дискуссий;
- активного взаимодействия: экспериментирования, сравнения, наблюдения, исследования и т.д.
В отечественном дошкольном образовании данная группа технологий относительно новая и нетрадиционная. Но первые попытки в этом направлении уже предпринимаются.
Рекомендованной технологией проектирования в образовательном процессе с дошкольниками является технология
- А.А.Петрикевич о современных подходах к решению проблем использования метода проектов в образовании и развития познавательной активности у дошкольников.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технология решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Информационно-коммуникационные технологии
Это технологии использования специальных способов, программных и технических средств (кино, аудио и видео средства, компьютеры) для работы с информаией.
Цель информационных технологий:
- Расширение возможностей учреждения дошкольного образования наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей детей.
- Развитие интеллектуальных, творческих способностей, и, что очень актуально в дошкольном возрасте, - умение самостоятельно приобретать новые знания.
- Заложение потенциала обогащенного развития личности ребенка.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает:
- Использование глобальной сети Интернет - это позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным.
- Использование развивающих компьютерных программ - это позволяет увеличить объем предполагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей удиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
- Использование мультимедийных презентаций - это позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фотографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, освобождает ресурсы здоровья детей. Использование во время образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
При подборе и использовании ИКТ важно соблюдать ряд требований к компьютерным программам. Развивающие программы должны:
- носить исследовательский характер;
- быть легкими для самостоятельных занятий детей;
- иметь высокий технический уровень;
- развивающими детские навыки и представления;
- носить возрастное соответствие;
- быть занимательными.
По своему назначению компьютерные программы классифицируются на:
- развивающие воображение, мышление, память;
- говорящие слова иностранных языков;
- простейшие графические редакторы;
- игры-путешествия;
- обучающие чтению, математике;
- мультимедийные презентации.
Личностно-ориентированные технологии
Задачи личностно-ориентированных технологий:
- Гуманистическая направленность содержания деятельности учреждения дошкольного образования.
- Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов.
- Индивидуальный подход к воспитанникам.
- Приоритет личностных отношений.
Формы организации:
- Игры, спортивные досуги, спеиально организованная деятельность.
- Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.
- Гимнастика, массаж, тренинг, сюжетно-ролевые игры, этюды.
Образовательные технологии белорусских авторов причисляются к разряду личностно-ориентированных технологий.
Технология исследовательской деятельности
Основное направление - формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления. Известны исследовательские технологии:
- Никашиной Г.А. - игровая модель познавательного развития ребенка;
- Савенкова И.А. - методика исследовательского обучения (РФ)
Технология или методика Савенкова И.А. направлена на развитие исследовательской активности дошкольников, формирование исследовательских способностей и исследовательского поведения.
Технологии исследовательской деятельности реализуются с помощью:
*эвристических бесед;
*вопросов проблемного характера;
*наблюдений;
*моделирования;
*опытов;
*фиксации результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
*"погружения" в краски, звуки, запахи и образы природы;
*подражания голосам и звукам природы;
*использовани я художественного слова;
*дидактический игр, игровых обучающих и творческих развивающих ситуаций;
*трудовых поручений, действий.
ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технология
Общая теория сильного мышления (ОТСМ), теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), развитие творческого воображения (РТВ)
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Технология ТРИЗ - педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. Одна из самых важных задач образования на современном этапе - воспитание личности нового типа - творчески активной, свободно мыслящей, мобильной, т.е. способной адаптироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств жизни. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.
Основные задачи:
- развитие управляемого творческого воображения;
- формирование навыков творческого стиля мышления;
- систематичности;
- диалектичности (способности к движению, к саморазвитию);
- не шаблонности;
- смелости решения;
- творческой интуиции;
- развития речи.
В технологии имеют место быть как индивидуальные, так и коллективные приемы. К коллективным относятся: эвристическая игра; мозговой штурм; коллективный поиск.
Особенностью технологии является - системное рассмотрение темы с разных точек зрения в проблемном диалоге, систематизация имеющихся знаний. Большое внимание уделяется использованию схем, таблиц, условных обозначений, игровых технологий, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ - все это делает занятия увлекательными и разнообразными.
Элементы ТРИЗ технологии осуществляются в образовательном процессе в составе игровых, исследовательских технологий и технологий проектирования. Самостоятельное использование в работе с детьми технологии ТРИЗ требует курсовой подготовки.