Советы руководителя физического воспитания

Зачем нужна спортивная форма?

  Физкультурные занятия - основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, си стематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств и эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие личности.

       Физкультурное занятие обязательно требует соблюдения техники безопасности при его проведении. Одним из обязательных условий её соблюдения является наличие спортивной формы у детей.

      Ребенок получает полное физическое развитие, учится прыгать, бегать, ползать, лазать. Чтобы Вашему ребенку было удобно, необходимо приобрести: футболку, шорты, носочки, удобную спортивную обувь (тапочки на резиновой подошве или кеды) для занятий физической культурой.

     Родителям и воспитателям нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому если ребенок наденет шорты на колготки, он вспотеет, в связи с этим основным требованием при проведении физкультуры в помещении является обязательное одевание носочков. Так же следует знать, что в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее  в групповой комнате, то есть у вашего ребенка должна быть специальная форма для занятий физкультурой, которая одевается непосредственно перед занятием и снимается после него.

      Одежда детей должна быть чистая, сухая, из материалов, обладающих хорошей теплопроводимостью, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть легкой и удобной, подошва - мягкой и гибкой.

     Спортивная форма для занятий физической культурой:

     Футболка. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определенного цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников.

     Шорты. Шорты должны быть не широкие, не ниже колен. Многие дети приходят на занятие в бриджах, джинсах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, упражнения на растяжку и т.д.

     Обувь. Необходимо иметь тапочки или кеды на прорезиненной подошве, они не скользят при выполнении упражнений. За счет тонкой подошвы дети невольно проводят профилактику плоскостопия.

     Носки. Носки лучше не слишком теплые, предназначенные для частых стирок. Желательно подобрать их по цвету под физкультурную форму.

     Давайте приучать детей к спорту внимательно и правильно!

Составил: руководитель физического воспитания Кисель Е.В.

свернуть

Беларускія народныя гульні, якія развіваюць фізічныя здольнасці дзяцей

     Гульня - асноўная форма дзейнасці дзяцей, змест іх жыцця. У гульнях яны мацнеюць фізічна, духоўна, вучацца разумець навакольны свет, узаемадзейнічаюць у калектыве.

     Беларускія народныя гульні - рухавыя. Яны вызначаюцца багацеем разнастайных уздзеянняў на арганізм дзяцей, фарміруюць у іх неабходныя фізічныя навыкі: удасканальваюць навыкі бегу (з лоўляй і ўхіленнем, у розных напрамках, са зменай тэмпу), хадзьбы па крузе, скачкі, практыкуюць ва ўменні ўзгадняць рухі са словамі; развіваюць спрыт, хуткасць, настойлівасць; выхоўваюць пачуццё павагі да традыцыйных беларускіх свят аў, пачуццё калектывізму, узаемадапамогі.

     Народныя гульні ў комплексе з іншымі выхаваўчымі сродкамі з'яўляюцца асновай для фарміравання ў дзяцей неабходных фізічных якасцей і навыкаў, выхавання ў іх нацыянальнай самасвядомасці і цікавасці да гісторыі і культуры свайго народа. Беларускія народныя гульні таксама садзейнічаюць працэсу разумення і авалодання беларускай мовай, выкарыстанню трапных выразаў у паўсядзённым жыцці. Беларускія народныя гульні шарока выкарыстоўваюцца ў фізічным выхаванні дзяцей дашкольнага ўзросту: на занятках, на святах, ранішніках. Яны садзейнічаюць ўсебаковаму развіццю дзяцей ў працэсе выкарыстання народных педагагічных традыцый і сучасных падыходаў да выхавання і аздараўлення дзяцей.

     Першая малодшая група: "Заінька", "Прэла-гарэла", "Маша", "Лясь-лясь, уцякай" і іншыя.

     Другая малодшая група: "Грушка", "Вожык і мышы", "Надзейка", "Адгадай, чый галасок"  іншыя.

     Сярэдняя група: "Птушкі ляцяць", "Мак", "Сонейка", "Шэры кот", "Браднік", "Вартаўнік", "Хворы верабей", "Мароз", "Вузельчык", "Агароднік", "Што робіш?", "У хованкі", "Млын", "Дзядуля-ражок", "Свабоднае месца", "Сляпы музыкант", "Чараўнік", "Схавай рукі!", "Нос, нос, нос, лоб" і іншыя.

     Старшая група: "Замарожаныя", "Блін гарыць", "Лыка", "Пераскоч гару", "Каза", "Браднік", "У зайца", "Садзі лянок", "Мянькі", "Рэдька", "Вядзьмар", "Кулюкушкі", "Шавец", "Падсякалка", "Мяч у доміку", "У фарбы", "У млын", "Пляцень", "Змяя", "Гарачае месца", "Штандар, стой!", "Гусі-лебедзі і воўк", "Церамок" і іншыя.

свернуть

Формирование основ и привычки здорового образа жизни у дошкольников

     Формирование основ здрового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны, а также эти вопросы решаются на уровне правительства.

     Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:

          - привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;

          - основы культурно-гигиенических навыков;

          - элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;

          - понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;

          - умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.

     Согласно учебной программы дошкольного образования, по которой работают дошкольные учреждения в нашей стране, дети должны научиться:

          - определять свое состояние и ощущения;

          - понимать необходимость и роль движений в физическом развитии;

          - выполнять гигиенические требования к телу, одежде;

          - использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.

     Важно отметить, что полноценная готовность ребенка к школьному обучению невозможна без приобретения им навыков здорового образа жизни (далее ЗОЖ). Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению режима дня, достаточной двигательной активности, ЗОЖ предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, которая обуславивает сам стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, понимание того, как эту жизнь и здоровье сохранить в окружающей среде, полной незаметных опасностей.

Система физкультурно-оздоровительной работы

     Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий:

- соблюдение правил санитарии и гигиены;

- организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей);

- поддержание температуры воздуха в группе 20-22 С).

Физические упражнения:

- утренняя гимнастика;

- физкультура;

- подвижные игры;

- спортивные игры.

Выполнение режима дня.

Организация рационального питания.

Закаливающие процедуры:

- прогулки на свежем воздухе;

- водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой);

- босохождение;

- воздушные ванны.

Активный отдых:

- спортивные праздники, досуги;

- дни здоровья;

- игры-забавы.

Орагинзация развивающей среды:

- физкультурный уголок;

- дидактические, настольные игры, альбомы;

- таблицы, модели на волеологическую тему.

Работа с родителями:

- родительские собрания;

- беседы консультации;

- анкетирование;

- папки-передвижки, ширмы.

     Дети могут успешно усвоить все основные гигиенически е навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Для их выработки дети учатся закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком.

     Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивает прочность знаний и навыков самообслуживания, помогает при воспитании самостоятельности.

     В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. Но главное внимание уделяется повседневному закреплению у малышей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности. При этом используются такие разнообразные приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение. Терпеливо, многократно детям показывается, как удобно есть, сидеть за столом, вытирать рот после еды. Применяется также мет оди поручений ("Принеси", "Убери на место",), который способствует закреплению понятия о том, что игрушки после игры и чайную чашку со стола надо убирать на место. Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия. Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на свежем воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости. 

     Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физи ческих упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика проводит под музыку, выполняются дыхательные упражнения. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. 

     Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целелсообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними проводятся физкультмнутки, двигательные перерывы, способствующие активному отдыху и повышению тонуса.  

     С каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта. Оборотная сторона этого процесса - дорожно-транспортные происшествия, гибель и ранения сотен тысяч людей. Человеческие жертвы - всегда трагедия, тяжесть которой многократно увеличивается, когда в аварию попадает ребенок. Основная причина этих несчастных случаев - грубое нарушение правил дорожного движения. А как страдают дети, не зная, как вести себя в той или иной ситуации? Что делать, если возник пожар? Если остался один дома? Что можно есть, а что нельзя? Поэтому занятия по ОБЖ - один из приемов решения задач по формированию ЗОЖ детей. Они проводятся в учреждении дошкольного образования по следующим темам:

- "Опасные люди, и кто защищает нас от них";

- "Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними";

- "Машины нашего города";

- "Где должны играть дети".

     Также проводятся беседы на тему "Ядовитые грибы и ягоды", из которой дети узнают о том, что некоторые дары природы есть нельзя, ими можно отравиться. Занятие "Микробы и бактерии", на котором дети разглядывают в микроскоп грязную воду, они очень ответственно начинают подходить к мытью рук, подстриганию ногтей. Занятие "Витамины в нашей пище" способствуют тому, что дети по-другому начинают относиться к еде: стараются съедать салаты, фрукты, овощи, пить молоко.

      Педагоги также знакомят детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, привлекая иллюстративный материал, они рассказывают о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.

     Таким образом, данная деятельность приносит определенные результаты: дети знают пользу физических упражнений, свежего воздуха, воды для своего здоровья.

 

 

           

свернуть