Профилактика семейного неблагополучия

10 сентября - Всемирный день предотвращения самоубийств!

01.09.2022

Ежегодно 10 сентября Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), при поддержке Международной ассоциации по предотвращению самоубийств проводит Всемирный день предотвращения самоубийств.

Глобальной целью проведения Всемирного Дня предотвращения самоубийств является уменьшение уровня суицидов и суицидальных попыток среди населения во всех странах посредством осуществления мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения населения, объединяющие усилия многих министерств, ведомств, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений, религиозных конфессий.

Суицид (самоубийство) – это действие с фатальным результатом, которое было намеренно начато и выполнено умершим в осознании и ожидании фатального результата.

Согласно оценкам ВОЗ, суицид остается одной из основных причин смерти во всем мире. В 2019 году в мире в результате самоубийства ушло из жизни более 700 000 человек, т.е. одна из каждых 100 смертей – самоубийство; это обстоятельство побудило ВОЗ разработать новые рекомендации для помощи странам в повышении эффективности профилактики самоубийств и оказания помощи лицам, совершившим попытку самоубийства.

Для оказания поддержки странам в их усилиях по предупреждению самоубийств, ВОЗ публикует всеобъемлющие рекомендации по реализации своего подхода LIVE LIFE (Сохрани жизнь). Данный подход включает в себя четыре стратегии:

- ограничение доступа к орудиям совершения самоубийства;

- разъяснительная работа со СМИ о необходимости ответственного подхода к освещению самоубийств;

- содействие развитию социально-эмоциональных навыков у подростков;

- раннее выявление, оценка, оказание поддержки и последующее наблюдение за всеми, кто страдает от суицидальных мыслей и поведения.

Ведущей стратегией ВОЗ по снижению риска суицидов является идентификация специфических групп риска в населении с определением конкретных проблем и потребностей в каждой из этих групп. Как правило, проблематика всегда бывает комплексной и требует таких же комплексных, межведомственных вмешательств: социальная защита и экономическая безопасность, доступность психологической и медицинской помощи, информированность людей о возможности получения конкретной помощи по проблеме, специфичной для данной группы риска.

Наиболее характерный возраст для совершения попытки суицида – это возраст около 45 лет, распространен он также среди молодых людей в 15-29 лет. В группу повышенного риска также попадают люди пожилого возраста, в особенности те, которые имеют серьёзные соматические заболевания или страдают от одиночества.

Такие факторы, как депрессия и злоупотребление алкоголем, значительно увеличивают риск совершения суицида.

Профилактика самоубийств относится к приоритетным вопросам демографической безопасности Республики Беларусь. Важность подчеркивает включение мероприятий профилактики суицидального поведения в подпрограмму 3 «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма, охрана психического здоровья» Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2021-2025 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2021 года № 28.

Профилактика суицидального поведения представляет собой одну из важнейших задач общества, осуществление которой возможно только при интеграции усилий множества ведомств в единую превентивную стратегию.

Проблема суицидального поведения сложна и многогранна. На конечный выбор человека в кризисной ситуации влияет много разнообразных факторов. Многие люди, задумывающиеся о том, чтобы лишить себя жизни или совершившие попытку самоубийства, не обращаются за помощью и поэтому не получают ту помощь, в которой они нуждаются.

Люди в кризисных и сложных жизненных ситуациях могут получить психологическую помощь позвонив на «Телефон доверия» службы экстренной психологической помощи.

В Минской области указанная служба работает на базе учреждения здравоохранения «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология». Психологическая помощь оказывается бесплатно, анонимно, круглосуточно и без выходных по телефонам: 8 (017) 311-00-99 (городской), 8 (029) 101-73-73 (А1), 8 (029) 899-04-01 (МТС; с возможностью обращения через мессенджеры Viber, Telegram, WhatsApp).

 

СЛУЖБА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»  

8-017-311-00-99 (городской);

8-029-899-04-01 (МТС) (с возможностью

обращения через мессенджеры Viber, Telegram, WhatsApp);

8-029-101-73-73 (А1)

Республиканская детская телефонная линия

8-801-100-16-11

Звоните на ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ днём и ночью в любой день…

 

свернуть

Разъяснения об ответственности родителей за безопасность своих детей

     Ответственность за ненадлежащее воспитание детей - это мера государственнопринудительного характера, применяемая к родителям и заменяющим их лицам, виновно нарушившим обязанности по воспитанию, влекущая неблагоприятные последствия для родителей и основанная на государственном и общественном осуждении их поведения, направленная на охрану прав и интересов ребенка.

     Статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность, за которое наступает после достижения этого возраста. Санкция данной статьи предусматривает наложение взыскания в виде штрафа в размере до десяти базовых величин.

     В соответствии со ст.942 Гражданского кодекса Республики Беларусь за вред, причи ненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун. Обязанность родителей по возмещению вреда не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получения им имущества, достаточного для возмещения вреда. 

      Статья 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь - "Оставление в опасности":

1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо не сообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи - наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, - наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом потерпевшего в опасносе для жизни или здоровья состояние, - наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

свернуть

Центр, дружественный подросткам "Город солнца"

УЗ "Молодечненская центральная районная больница

ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР

ЦЕНТР, ДРУЖЕСТВЕННЫЙ ПОДРОСТКАМ "ГОРОД СОЛНЦА"

Дорогой друг!

       Если ты попал в сложную жизненную ситуацию и тебе не к кому обратиться за помощью - приходи  в наш Центр здоровья подростков и молодежи.

МЫ ПОМОГАЕМ:

БЕСПЛАТНО, АНОНИМНО, КОНФЕДИЦИАЛЬНО.

     Мы предлагаем медицинскую, психологическую, социальную помощь подросткам и молодежи в решении простых, сложных и очень сложных вопросов, касающихся жизни, здоровья, учебы, отношений с другими людьми, школой и пр.

     У нас можно найти понимание, принятие и поддержку в любой ситауции.

МЫ ГАРАНТИРУЕМ:

        - доброжелательность;

        - уважение личности;

        - право на самостоятельный выбор.

Наш адрес: г.Молодечно, ул.Галицкого, 25.

Телефон: 8(176)50-07-51, А1 +375 (29) 6654868

Время работы: 11.00 - 15.00, 17.00 - 18.30

Инстаграм: pnd molo

свернуть

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность сектора охраны детства

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2007 г. № 122 "О некоторых вопросах усыновления (удочерерния), установления опеки, поепчительства на детьми".

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1676 "Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь"

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 мая 2006 г. № 637 "Об утверждении Положения о порядке оргнизации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми"

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 290 "Об утверждении Положения о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь".

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г № 289 "Об утверждении Положения о детском доме семейного типа"

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2012 г. № 596 "Об утверждении Положения о патронатном воспитании"

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1678 "Об утверждении Положения о приёмной семье"

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2013 г. № 433 "Об утверждении Положения о постинтернатном сопровождении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Указ Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г. № 572 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей

свернуть

Защита прав и законных интересов воспитанников

СОВЕТ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В соответствии с приказом заведующего государственным учреждением образования "ЯСЛИ-САД № 3 Г.МОЛОДЕЧНО" от 06.01.2021 № 4 утвержден состав совета по профилактике, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения

- председатель совета профилактики - Твирбут Татьяна Владимировна, заведующий государственным учреждением образования "ЯСЛИ-САД №3 Г.МОЛОДЕЧНО";

- заместитель председателя совета профилактики - Леган Нелли Авинировна, заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования "ЯСЛИ-САД № 3 Г.МОЛОДЕЧНО";

- секретарь - Гришкевич Наталья Эдвардовна, воспитатель дошкольного образования государственного учреждения образования "ЯСЛИ-САД №3 Г.МОЛОДЕЧНО".

Члены совета профилактики:

- Божко Мария Кондратьевна, воспитатель дошкольного образования государственного учреждения образования "ЯСЛИ-САД №3 Г.МОЛОДЕЧНО";

- Карленок Жанна Вацлавовна, музыкальный руководитель государственного учреждения образования "ЯСЛИ-САД № 3 Г.МОЛОДЕЧНО", представитель РОО "Белая Русь". 

Задачи:

осуществление контроля за организацией воспитательной и профилактической работы в учреждении образования;

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий;

обеспечение комплексного коллегиального подхода по защите прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников;

создание условий для социально-педагогической поддержке воспитанников, находящихся в социально опасном положении;

работа с родителями направленная на обеспечение профилактики семейного неблагополучия.

 

 
свернуть

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

Вы можете позвонить по телефону «Доверие» – +375176746620

Государственное учреждение «МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ РАЙОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

— Если Вы оказались в трудной жизненной ситуации, связанной с насилием в семье,
— Вам и Вашим детям необходима помощь,

— Вам нужно выговориться,

Вы можете обратиться за психологической помощью в Молодечненский районный территориальный центр социального обслуживания населения.

Также в Молодечненском РТЦСОН функционирует «кризисная» комната, в которой женщина с детьми на безвозмездной основе может получить временный приют.

ЗВОНИТЕ НА ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ и днём и ночью в любой день…

Обратиться за оказанием психологической помощи и консультацией психолога можно в в ГУО «Социально-педагогический центр Молодечненского района» : г. Молодечно, ул. Ясинского, д. 25, время работы: с 8.00 до 17.00, обеденный перерыв с 13.00 до 14.00, телефон 746197); к педагогу-психологу, оказывающему помощь в случае кризисной ситуации (педагог-психолог ГУО «Социально-педагогический центр Молодечненского района» Сахарова Надежда Сергеевна, номер телефона 746197).

 

Назначение  Телефон

Молодечненская районная экстренная психологическая служба

"ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ"

+375176746620

8.00-17.00

Молодечненская районная телефонная линия наркологической помощи несовершеннолетним +375176774116
Молодечненская районная телефонная линия наркологической помощи

+375176580405

8.00-17.00

Детская линия помощи

+3758011001611

круглосуточно

Областная линия круглосуточной экстренной психологической помощи "Телефон доверия"

+375172020401

круглосуточно

+37529298990401 МТС

Областная "горячая" линия наркологической помощи (по которой можно получить информацию о специализированной наркологической помощи в организациях здравоохранения области)

+375173319064

+375291017373

+375297746659

свернуть

ЖИЗНЬ БЕЗ КОНФЛИКТОВ

03.01.2022
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

О домашнем насилии

03.01.2022

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образовании.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера
со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию. Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.); очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.

4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

Информация об алгоритме действий дошкольного учреждения при вывлении признаков насилия в отношении несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.   

свернуть